Найти тему
КНИГОРАЗБОР

Спасение или кара?

Эжен Сю

"Парижские тайны"

https://yandex.ru/images/search?text=Эжен%20Сю&from=tabbar&pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2Fa%2Fa0%2FGabrielLepaulleEugeneSue.JPG%2F548px-GabrielLepaulleEugeneSue.JPG&rpt=simage
https://yandex.ru/images/search?text=Эжен%20Сю&from=tabbar&pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2Fa%2Fa0%2FGabrielLepaulleEugeneSue.JPG%2F548px-GabrielLepaulleEugeneSue.JPG&rpt=simage

ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!

Лет 15 назад я уже бралась за чтение этого произведения. Прочитала первый том в бумажном варианте и… обнаружила, что существует ещё и продолжение, том второй. А вот второго тома как раз у меня и не было в бумажном варианте. И так как 15 лет назад не было возможности скачать с разных сайтов любую книгу, я остановилась на первом томе и «благополучно» забыла и об Эжене Сю, и о «Парижских тайнах». Вспомнила я про это произведение, когда создавала свой бесконечный список для чтения и вот, наконец-то, согласно списку, добралась до произведения о котором и пойдёт речь. Соответственно первый том я прочитала в книжном варианте, а второй уже в электронном, слава создателям тырнета и сайтов, заливающих книги!

Немного об авторе.

Не знаю, как в современных изданиях, я книги, увы, не покупаю, а в старых изданиях в большинстве книг в начале перед самим произведением всегда приписано типа слово редактора, вернее, размышления редактора, ну или в конце, после окончания произведения. Так вот, в размышлениях редактора прочитала некоторую информацию про Эжена Сю, не могу судить правдив ли этот факт приведённый редактором, искала в википедии, не нашла эту информацию, но в приписке об Эжене Сю было написано, что Сю, дабы хорошо изучить материал, так же, как и герой его книги переодевшись в бедняцкое тряпьё, правда предварительно взяв с собой телохранителя, посещал опасные переулки в бедных кварталах. Сам автор принадлежал к высшим слоям общества и был довольно богатым человеком. Шутка ли, крёстными Эжена Сю были Жозефина де Богарне, жена Наполеона I, императрица Франции и её сын Евгений де Богарне. Так что сами понимаете, чтобы писать о том, о чём не имеешь никакого понятия нужно это что-то досконально изучать. Вот он, так сказать, и сделал сам себя засланным казачком.
Автор публиковал роман в журнале частями. Публика с нетерпением ждала продолжения.

Роман начинается непосредственно с главного героя, Родольфа. Некий таинственный человек, слоняющийся в самых злачных кварталах бедноты, владеющий уличным жаргоном арго, расспрашивает нищих, обездоленных, порочных и не очень, а порой ужасных и опасных людей об их жизненных историях, бедах, проблемах и чувствах. Кто этот незнакомец? Что ему нужно от людей у которых нечего взять? И хоть герой и выглядит соответственно антуражу, хоть и разговаривает на их жаргоне, бедняки чувствуют, что этот любопытный человек не их поля ягода. Что-то в нём есть такое, благородно-аристократическое, что не позволяет отребью принять его окончательно в своё общество.
Собственно, не мудрено, ведь Родольф, никто иной, как переодетый наследный принц Герольштейна. Возникает вопрос, какого чёрта иностранный принц переодевшись шастает по злачным местам Франции? С ума что ли сошёл прЫнц, подумала я? Но нет, не чокнулся! Даже наоборот, в твёрдом уме и светлой памяти. И именно из-за памяти он пошёл на эту авантюру. В силу неких жизненных обстоятельств в прошлом, герой пытается помочь бедным и обездоленным. Правда не всем бедным, а избранным. Помогает он согласно пословице: - «Если хочешь накормить человека, не давай ему рыбу. Дай ему удочку и научи рыбачить». И вот как рассуждает он о благотворительности, добре и зле (приведу абзац из книги).

* «Тебе известны мои мысли о том добре, что может делать человек. Выручать порядочных людей, которые жалуются на свою долю, - хорошо. Разузнавать о тех, кто честно, мужественно ведёт битву с жизнью и приходить им на помощь, иной раз без их ведома…вовремя предупреждать нищету и соблазн, ведущие к преступлению…ещё лучше. Обелять их в собственных глазах и возвращать их к честной, достойной жизни тех, кто сумел сохранить великодушные чувства среди унизительного презрения, гнетущей нищеты и окружающей испорченности, и ради этого смело входить в соприкосновение с нищетой, испорченностью и грязью...лучше всего. Преследовать непримиримой ненавистью, неумолимым возмездием порок, подлость, преступление, ползают ли они в грязи или купаются в роскоши, не что иное, как акт справедливости… Но слепо помогать заслуженной нищете, позорить, осквернять милосердие и жалость, профанировать сочувствие и подаяние – благих, целомудренных утешительниц моей израненной души…и дарить их людям недостойным, бесчестным, было бы отвратительно, постыдно, кощунственно. Это значило бы порождать сомнение в существовании бога, а дающий должен пробуждать веру в него».

Имея власть и богатство герой карает, вознаграждает, помогает, спасает, в общем на протяжении всего романа является либо дарующим, либо карающим провидением, как говорится, каждому по заслугам. В своей необычной авантюрной деятельности, принц Герольштейнский, конечно же обзавёлся как друзьями, так и врагами. Например, сказав несколько добрых слов Поножовщику, он в его лице приобрёл верного друга, который дважды спас ему жизнь. Хохотушка, семья Морелей, семья Пипле, госпожа Жорж, Жермен так же стали его друзьями. И наоборот, такие персонажи романа как Сычиха, Краснорукий, Грамотей, Жак Ферран и многие другие стали врагами и всячески пытались помешать принцу делать благие дела.
Принц заинтересовался судьбой Лилии-Марии, 16-летней сироты, волею судьбы, оказавшейся в ужасных жизненных обстоятельствах. К чему привело это, писать не буду, ибо получится спойлер.

Не хочу так же описывать характеры и личности каждого героя, это будет проблематично, потому что в данном произведении героев достаточно много, но тем не менее Эжен Сю подробно прописал каждого героя. Их жизнь до появления персонажа на глаза читателя, образ жизни, внешность, мотивы. И даже тех героев, которые неоправданно, на мой взгляд, занимают роли в романе. Я имею ввиду чету Пипле и их глупую «войну» с каким-то глупым Кабрионом. Честно, эта сюжетная линия на протяжении романа изрядно раздражала.
Автор романа много рассуждает о социальной сфере жизни. Он подробно разбирает минусы государственных систем. Таких систем как правоохранительная, судебное правосудие, тюремная, медицинская. Рассуждения о моральных и аморальных сторонах тех или иных законов. Так же он обращает внимание читателя на несправедливое положение женщин той эпохи. В романе есть сюжетная линия об одном второстепенном персонаже, женщине по имени Жанна Дюпор, история которой поистине ужасающая. И вот когда я читала, невольно сопоставляла работу всех этих государственных систем с нынешними, современными системами в России. Странно, но понимаешь, что в принципе, наши современные российские системы не далеко ушли в своём развитии, а ведь в романе речь идёт о середине 19 века. Сю предлагает некоторые поправки, даже не предлагает, в книге он делает как отдельные отрывки с просьбой, и даже с требованием к властям ввести в действующие законы поправки, либо издать новые статьи, дабы облегчить жизнь рабочему люду.

https://yandex.ru/images/search?text=Парижские%20тайны%20книга&from=tabbar&pos=6&img_url=https%3A%2F%2Fstatic.disput.az%2Fuploads%2Fmonthly_2018_05%2FIMG_2408.PNG.6bbf59216a3daa82f9844382693647ca.PNG&rpt=simage
https://yandex.ru/images/search?text=Парижские%20тайны%20книга&from=tabbar&pos=6&img_url=https%3A%2F%2Fstatic.disput.az%2Fuploads%2Fmonthly_2018_05%2FIMG_2408.PNG.6bbf59216a3daa82f9844382693647ca.PNG&rpt=simage

В целом роман мне понравился. И герои, и их истории трогательны, интересны. Читаешь и ловишь себя на мысли, что за кого-то из персонажей переживаешь, за кого-то радуешься, кому-то желаешь сдохнуть. -)))

Но есть, на мой субъективный взгляд, и слабые стороны в романе.

1. Роман слишком длинный. Отчасти потому что автор по 100 раз повторяет отрывки из сюжетных линий. Ну знаете, вот как в сериалах бывает, когда включаешь новую серию, в начале серии зрителя знакомят с предыдущей серией, вот так же и в романе.

2. Произведение сказочно не естественно.

3. Концовка слишком уж трагична.

4. Гипертрофированные понятия о благовоспитанности, женской непорочности (особенно это выпячивается в линии с Лилией-Марией), ну прям не Певунья, а фанатичка какая-то.
В общем к концу я, признаться, устала от романа. Хотелось поскорее его закончить.

Ну и как обычно два слова о экранизациях. Есть 2 доступные экранизации. Совсем старая 1943 г. выпуска, и тоже в общем старая 1962 г. с Жаном Маре в главных ролях. Но! Обе экранизации сильно отличаются от книги. Мне больше понравился фильм с Жаном Маре, но в нём то как раз почти нет совпадений в сюжете с книгой. Короче говоря, если не читать книгу, то экранизация хороша.

https://www.kinopoisk.ru/film/140464/
https://www.kinopoisk.ru/film/140464/
https://www.kinopoisk.ru/film/56796/
https://www.kinopoisk.ru/film/56796/