Найти тему
Индустрия Футбола

Социализм и капитализм: чего больше в российском футболе?

Разбираемся с рыночными и нерыночными инструментами функционирования российской индустрии футбола

Сегодня только ленивый не говорит о том, что футбольный клуб – это в первую очередь бизнес-проект, который должен приносить прибыль.

Но насколько это реально у нас, в наших российских реалиях, если даже на западе (в Европе в первую очередь), этого сделать не везде удается.

Где находится наша экономика и соответственно экономика российского футбола?

Казалось бы, вся страна перешла к капитализму. Свободный рынок, свобода слова, демократия. Но есть ли в стране реальные рыночные отношения? Есть ли правовое государство в том виде, в котором оно есть за рубежом? Присутствуют ли все элементы инфраструктуры и индустрии, которые присущи рыночным отношениям?

Давайте рассмотрим российскую индустрию футбола по ключевым позициям. К чему они больше относятся? К советской (плановой, не рыночной экономике) или к капиталистической (рыночной экономике)?

В первую очередь мы говорим о клубах РПЛ и ФНЛ.

1. Форма собственности: рыночная, практический все клубы являются акционерными клубами, где есть владельцы и советы директоров. Но можно ли говорить о полной приватности? Вряд ли, так как большая часть средств получается не рыночным путем. Исключением может быть лишь клуб «Краснодар». Но и там если и нет прямых вливаний из краснодарского бюджета, то, наверное, существуют какие-то преференции для бизнеса его владельца - Галицкого.

2. Финансы: нерыночные, советская система, больше плановая, так как большую часть доходов клубы получают (зарабатывает) из бюджетных источников через афилированные структуры.

3. Спонсоринг: нерыночный, так как реального рынка рекламы в стране нет. На рынке спонсоров найти не возможно. Нет конкуренции, во многих отраслях засилье монополизма. Лишь 20% спонсоров клубов -рыночные, но это небольшие коммерческие партнеры. Остальное - спонсоры, которые близко связаны с главными акционерами и структурами власти (включая региональные).

4. Система управления клубов (менеджемент): рыночная, но с элементами советской системы управления. Бизнес-планов толком нет, управление скорее по понятиям, нежели по рыночным правилам. Телефонное право и связи (в том числе клановые) все еще в ходу. Все меньше рыночных управленцев, все больше послушных чиновников-исполнителей приходят на руководящие посты. И они стараются под себя подписывать послушных исполнительных тренеров.

5. Кадры (менеджмент лиг и клубов): нерыночный. Почти все руководители – назначенцы, креатуры властей, без реального конкурса идей и проектов при выборе.

6. Тренеры и футболисты: рыночные. Трансферы и зарплаты ориентируются на мировой рынок.

7. Лимит на легионеров: нерыночный. Рынок не должен иметь границ.

8. Система судейства: рыночная по форме (оплата), но нерыночная по сути, советская, подконтрольна и зависима от органов управления футболом (РФС, РПЛ, ФНЛ).

9. Продажи: рыночные, но выручки низкие. Сказывается уровень развития рынка.

10. Телевизионные права: нерыночные, нет заинтересованных телеканалов. Все, что имеем сегодня, это административный ресурс. Наш чемпионат не конкурентоспособен, поэтому права на него практически не выкупают, за исключением некоторых топовых матчей. А рекламы мало, потому что таков рынок в стране.

11. Инфраструктура: нерыночная. Основная масса стадионов (особенно к ЧМ-2018) построены на бюджетные средства. Но обслуживаются они сегодня рыночно. Чего только стоит земельный налог и охрана стадионов(!).

12. Система управления футболом и лигами (РФС. РПЛ, ФНЛ): нерыночные. Как решит власть, так и будет. Руководители формально избираются, но альтернативы практически нет, все лица согласовываются властями. Выборы формальны.

Футбол, как и любая другая отрасль жизнедеятельности, является зеркалом отражения политических, социальных и экономических отношений в стране. Если в стране нет реального рынка, в том числе и рекламного, то вряд ли он будет и в футболе. Экономика страны по большому сегодня регулируется в основном бюджетными инструментами. Как говорят в народе «бизнес у тех, кто работает с бюджетом». Это все более усугубилось в период пандемии.

Рыночные отношения при централизованном управлении и распределении, возвращают Россию постепенно к плановой экономике в ее лучших традициях (и мы не говорим, что это плохо). Только она может эффективно управлять огромной территорией с большим числом административно-территориальных единиц, и армией чиновников.

Многие регионы в период коронавируса стресс-тест не прошли. В большинстве случаев провалили исполнение поручений и майских указов президента, продолжается невыполнение нацпроектов. Пришлось мобилизовать федрезервы и военные кадры для того, чтобы удержать ситуацию под контролем. В ряде регионов вынуждены были ввести внешнее управление. Без федеральной экстренной поддержки не справились.

Все это говорит о том, что страна постепенно возвращается к плановой экономики советского периода с сильным ВПК, который становится государствообразующим с точки зрения расходов бюджета и включением населения в эту систему. Конечно, это не может не коснуться спорта, и в частности, футбола.

Что ждет российский футбол в ближайшее будущее?

1. Снижение бюджетных вливаний в большие клубы через партнерские компании (Зенит, Спартак, Локомотив, Динамо, ЦСКА)

2. Снижение вливаний из региональных бюджетов. Особенно для тех, команд, кто сидит на игле региональных бюджетов. Сегодня губернаторы и мэры городов уже не зависят от выборов и мнения населения. Им не надо «покупать эмоции» избирателей и формировать общественное мнение через футбол.

3. Снижение спонсорских вливаний, ввиду сужения рекламного рынка.

4. Снижение зарплат тренеров и футболистов. Экономия клубов, жертвуя результатами. Первый клуб, который ради экономии средств убивает свою футбольную составляющую, уже проявил себя. Речь о Локомотиве. И это начало.

5. Будут уходить рыночные управленцы, которые в свое время пришли из бизнеса, чтобы наладить в клубах бизнес-модель. Но они по законам рынка требуют от руководства сперва вложиться, чтобы потом получить дивиденды. Но новым хозяевам сегодня это не нужно. Поэтом такие спецы будут постепенно уходить (первым стал Илья Геркус).

6. Падение выручки от телевизионных прав, в связи с сужение рекламного рынка. Бюджетные деньги будут также сокращаться.

7. Углубление разделения клубов на бедные и богатые. Создание новой лиги, которая будет формироваться не по спортивному принципу, а по финансовому. Попасть в нее можно будет, только имея устойчивое финансовое положение (по образу КХЛ и баскетбольной Сеперлиги).

8. Череда перепродажи клубов. ЦСКА первый. На очереди, вероятно «Локомотив», иначе и не поймешь, происходящие там в последнее время события.

Семин не вписался в «стратегию» Кикнадзе?

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что стремление создать из клуба эффективную бизнес-модель – это утопия. В первую очередь результат, а уж он потом подтягивает все остальное.

Нельзя на одной половине поля играть по рыночным правилам, а перейдя центр поля играть по другим нерыночным правилам.

Также нельзя переносить опыт функционирования футбольной индустрии развитых, да и не совсем развитых (страны Восточной Европы) стран на нашу нерыночную почву. Для того, чтобы футбольный рынок успешно реализовывался в России, здесь должны присутствовать все атрибуты рыночной экономики.

А пока наша индустрия футбола продолжает функционировать скорее «по понятиям».