Запись от 7-го апреля 2020-го с некоторыми правками.
Это продолжение рассказа о путешествии по стране, зимовке и карантине в деревне.
Про позитивные переживания. А именно, про особенности общения и местную культуру.
В целом, по количеству слухов, замутов, поворотов событий, сериал "Просто Мария" просто отдыхает.
Итак, наступила радость личного пространства. Хоть и относительная. В деревне про полную изоляцию можно забыть. Впрочем, в новом доме я успел отдохнуть насколько здесь это вообще возможно.
Начал понемногу расслабляться и привыкать к мысли что тут и проведу следующие 3 недели (пометка от 5 мая — карантин продлён до двух месяцев до 20.05). Продумывал детали быта и ежедневное расписание - для собственного удобства и как одну из маленьких основ психического здоровья в этом безумном мире.
А потом на свежую голову вспомнил что в эту историю можно вставить ещё одно действующее лицо - Джеда. Как-то раз давным-давно он мне написал в ответ на мой пост что может чем-нибудь помочь, но правда живёт он уже долгое время в далёкой России. Поэтому я, находясь на стрессе, легкомысленно забыл про него как о малополезном знакомом.
Но в тот день пришла свежая и при этом очень простая мысль подключить его как переводчика с русского на дариджа, а также попросить его дать оценку и рекомендации происходящему как представителя марроканского народа, и при этом хорошо знающего менталитет русского человека - в России Джед прожил 25 лет. А то этот вопрос уже давно назревал - много тут непонятного и странного. В первую очередь он пояснил что тут нужно быть осторожным с принятием и отказами любого рода подарков и услуг. Прямой отказ может быть воспринят в штыки. Нужно очень напрячься чтобы придумать дипломатичный отказ. Но проще принять. Про гостей - гости приходят постоянно, пока светит солнце и даже позже. Не спрашивая. Спрашивают заранее про прийти в твой дом, например по телефону в чате, только самые молодые и застенчивые. Поэтому ты постоянно окружен людьми и их вниманием, даже не будучи иностранцем. А будучи им, так и подавно. По этой причине Джед и уехал в Россию чтобы иметь возможность сосредоточиться на научной работе. Поэтому, когда я уже жил «один» и у меня с полудня и до заката тусило всего человек 10, да ещё при этом никто не курил, то на контрасте - это даже как-то радовало и не особо напрягало.
И это несмотря на то, что ещё ни разу с момента приезда не было и дня чтобы я целый день был предоставлен сам себе и одно из моих самых заветных желаний было побыть наедине хотя-бы день. Приготовить поесть самому. Или, допустим, не есть ничего. Попить чая без сахара как я привык. Погулять в произвольном направлении без сопровождения. Тут обо всём этом можно разве что мечтать. На практике - невозможно. Это местная культура, которую можно только принять какая она есть. Или ехать в город и там жить как хочется. Но сейчас никуда не уехать. Даже в соседнюю деревню - проблема. Впрочем, уже пофиг, я начинаю привыкать, а самая трудная часть испытания под названием "карантин в марроканской деревне" пройдена. Я надеюсь. Нужно ведь довести до конца этот необычный опыт. А в городе сейчас свои приколы, там тоже не сахар.
Итак, жизнь наладилась. Так я наивно полагал... Можно сказать, в одно мгновение всё вернулось в самое начало. Кароче, здесь все привычные нам понятия очень нестабильны. Как сказал Джед, "да" - не всегда означает "да", а "нет" не всегда означает "нет". К примеру, вначале речь шла об аренде этого дома за бесплатно, потом за 100 евро. Через пару дней пришли и сказали что нет, 100 евро - это забудь. Новая цена... 50 евро. Вскоре пришёл пожилой человек, которого ранее не видел, и представился как Абдельхак, хозяин этого дома. У него была целая связка одинаковых ключей и он самовольно открыл входную дверь. Немного пообщавшись на смеси примитивного арабского, нескольких знакомых мне слов на французком, а также жестов, тот мне сообщил что живи бесплатно...
Но и это не конец. Вскоре снова появляются родственники этого деда, которые мне изначально предоставили этот дом и сообщили что Абдельхак сумасшедший и такое дело - дом надо освободить... Никакие мои доводы не помогли. Я снова в непонятках... И здесь на помощь снова приходит Джед.
В процессе долгой конференции всех между всеми, при посредничестве Джеда и приложения WhatsApp, выяснилось такое объяснение - дом, якобы далеко от остальной деревни, тут небезопасно, одно из окон из полиэтилена, ходят тут всякие и если что, им потом за меня отвечать - местные власти в курсе о моём тут нахождении, было велено местным авторитетам меня беречь, и если что случись, скандалы никому не нужны (представляю сколько бы это заняло усилий объясняться жестами без переводчика). В общем, похоже на отмазку в американском стиле "Для Вашей безопасности, мы решили ограничить Вас в...". Отмазку, но правда с долей правды. Пока перетаскивал вещи, как раз встретилась такая картина - местная дружина поймала какого-то неместного типа и обыскивала у него карманы. Что там с ним дальше - неизвестно, разговоры велись не на русском.
А про тот дом - как мне кажется, реальная причина выселения - им снова он, этот дом понадобился. Деньги, если что, я никакие не платил. Наличных у меня нет уже 2 недели. Но я всех заверил что нужно только до банкомата дойти. Впрочем, дойти до банкомата - тут как в войну пересечь линию фронта. Давно ломаем голову как решить банкоматный квест. Решение пока такое - отдать карту и пин-код человеку с пропуском, который посещает дальнюю деревню где есть банкомат. Пока три попытки провалились. Но будем продолжать. Потом, каждый раз когда я начинаю публичный разговор про деньги, меня всегда останавливают и убеждают что "ничего не нужно". Как оно на самом деле — можно только гадать.
Короче, пришлось собрать вещи и возвращаться в исходное жильё — дом первый, где по полдня тусит курильщик Морад - он хоть и переехал в другое место, но по факту тут для него комфортнее и есть телек, поэтому приходит сюда тусить по полдня вместе со своим распорядком. И да, он заявил всем что является будущим наследником этой комнаты, и может в ней делать что хочет. Люди повозмущались, но возразить юноше не смогли. Вот так тут.
И это не конец. Тем же вечером маятник снова качнулся в сторону благоприятного исхода. Только я оправился от такого поворота событий, как к вечеру местные организовались и выделили мне комнату в "тихом центре" деревни. В доме, на который никто сильно не претендует в данное время. Помещения выглядят очень сурово, но тут я могу быть "наедине". Как потом выяснится, этот дом используется под склад для марихуаны и жильё для рабочих.
В доме есть туалет. На улице рядом есть источник с водой. Так что имея ведро, есть и "душ". А с чайником имеешь и горячий душ. И главная приятная особенность - наличие большой террасы с видом на горы.
Сюда также вернулась упомянутая бытовая газовая горелка с баллоном, так что можно снова самостоятельно делать чай без сахара. Вообще, заселение выглядело так - вначале это была голая бетонная комната, потом всей толпой быстро принесли необходимую утварь, постелили циновку, принесли матрас, покрывала, стол, проверили что всё работает, потусили, сказали всё, радуйся теперь жилплощади. Кароч норм.