Девичьи смотрины- это древний русский обычай выбора невест. Часто такое мероприятие проходило в деревнях и сёлах. Но и городские жители 19ого века из мелкого купечества и мещанства тоже устраивали себе такие смотрины. Ведь и им тоже где-то надо было брать невест.
Устраивались смотрины невест ежегодно зимой, в праздник Крещения, сразу после праздничного обеда. В Москве они проходили на набережной Москва-реки недалеко от кремлевской стены. Там собирались молодые (и не очень) девушки, желавшие найти себе жениха. Все они обязательно одевали свои лучшие наряды (а зимой, это дорогие меха и шубы), делали актуальный по тем временам Make-up и занимались тем, что ходили по этой набережной туда-сюда. Очень интересно в своих мемуарах описывает смотрины невест, состоявшиеся в Москве в 1806 году, их непосредственный свидетель С.П.Жихарев - писатель и драматург того времени.
По всей набережной стояло и прохаживалось группами множество молодых женщин и девушек в довольно богатых зимних нарядах: штофных, бархатных и парчовых шубах и шубейках: многие из них были бы очень миловидны, если б не были чересчур набелены, нарумянены и насурмлены, но при этой штукатурке и раскраске они походили на дурно сделанных восковых кукол
А вот как им описаны пришедшие посмотреть на невест потенциальные женихи:
Перед вереницею невест разгуливали молодые купчики в лисьих шубах и высоких шапках, и все были, чистенько одеты и прикидывались молодцами.
Помимо девушек " на выданье" с ними в компании прогуливались их ближайшие родственницы и свахи, которые должны были способствовать поиску женихов. Как способствовать? Да в прямом смысле слова "продавать" свою невесту - подзывать к ней прогуливающихся мимо или зависших неподалёку в нерешительности молодых купчиков. Вот как забавно это выглядело:
Между тем какая-то проворная бабенка подбежала к нам и прямо обратилась ко мне с вопросом: «А ты, золотой мой, невесту, что ли, высматриваешь?» — «Невесту высматриваем вот с тятенькою, — отвечал я очень учтиво, показав на Новикова, — да только не найдем».
И вот как эту свою невесту сваха рекламирует им:
— «А вот постойте, мои красавцы, я вашей милости покажу: такая, матушка, жирненькая, да и приданьице есть: отец в Рогожской постоялый двор держит», — и с этими словами привела нас к одной группе, в которой стояла девушка в малиновой штофной шубе, лет, по-видимому, двадцати пяти, недурная собою, но также намалеванная и такого необъятного для девушки дородства, что она, в сравнении с другими, казалась тыквою между огурцами.
Если молодому кавалеру все-таки приглянулась предлагаемая "тыква мыжду огурцами" в силу своего неплохого приданного или дородного, пышущего здоровьем тела, то тогда он должен был сообщить об этом на ушко свахе, что-нибудь прибавив и о себе: например, что живёт с семьёй в отдельном доме (ведь отдельный дом в городе мог позволить себе не каждый) и является сыном такого-то купца. И уже на следующий день сваха шла в гости к жениху, чтобы посмотреть на его житьё-бытьё и в подробностях доложить потом об этом семье невесты. И тогда уже обе стороны (заметьте, вовсе не сам жених и невеста, а их семьи) принимали решение о целесообразности такого брака с материальной точки зрения, ну и с учётом иногда еще и красоты невесты, её здоровья, скромности и покорности.
Невесту на смотринах могли приглядывать и не сами кандидаты в мужья, а их родители, дяди или тёти - в общем все заинтересованные в этом деле лица. Можно сказать, что отношения между людьми раньше были куда более прямолинейны и конкретны в деле замужества. Неудивительно, что С.П.Жихарев своё впечатление от этих смотрин в итоге описывает словами:
Этот выбор невест показался мне очень похожим на выбор молодых канареек в Охотном ряду: выбирай из сотни любую, покрупнее или помельче, пожелтее или позеленоватее, а которая из них петь будет — бог один весть"
P.S. Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал любопытных исторических заметок.