Поговорим о конфликтах в произведении и немного о композиции. Для начала вспомним, из каких частей складывается наш текст.
Я предлагаю вам не только слушать, но выполнять практическую часть. Возьмите бумагу и ручку, пожалуйста.
Композиция – способ организации текста, его структура, последовательность частей.
Завязка
Это событие, с которого все начинается. То есть герой жил-был спокойно, а после этого события его жизнь не может быть прежней. Масштаб события может быть разный, он зависит от размера вашего текста – вторгаются инопланетяне или герой потерял пять рублей, сюжет у вас на час или на несколько лет.
Чтобы мы с вами проработали эту схему, я каждому из вас дам это начальное событие:
Леша купил машину
Женя устроился на новую работу
Анна потеряла кошелек
Таня выиграла миллион
Гена закончил актерский факультет
Маша нашла котенка
Виталя потерял ключи
Пока составляем самый элементарный сюжет. Просто схемку. Без конфликта.
Мой пример: Лиля уволилась
Развитие действия
Герой пытается решить возникшую проблему. Сюжет усложняется. Подключаются новые ресурсы и персонажи.
Продолжите вашу завязку двумя предложениями. Постарайтесь не добавлять новых героев и новые факты в сюжет.
Мой пример: Лиля уволилась. Долго грустила и не могла найти новое место. У нее заканчивались деньги.
Кульминация
Момент наивысшего напряжения. То, ради чего вообще все затевалось. Герой на грани потери всего, он в самой страшной опасности. Все против него. Что страшного могло случиться с вашим героем в предложенных условиях?
Напишите в одну фразу.
Мой пример: Лиля уволилась. Долго грустила и не могла найти новое место. У нее заканчивались деньги. Однажды у нее совершенно кончились все накопления и продукты, в этот же день пришло несколько счетов.
Действие по нисходящей
Разрешите кризис. Герой должен его преодолеть, совершить поступок. Он сделал какой-то вывод, он преобразился.
Добавьте одно предложение, выведете героя из кризиса. Пока без объяснения причин.
Мой пример: Лиля уволилась. Долго грустила и не могла найти новое место. У нее заканчивались деньги. Однажды у нее совершенно кончились все накопления и продукты, в этот же день пришло несколько счетов. Она позвонила в одну крутую фирму и спела в трубку песню о себе.
Развязка
Здесь должно произойти событие, исчерпывающее конфликт. Или же должен появиться другой конфликт, прекращающий действие первого.
Разрешите конфликт героя одной фразой.
Мой пример: Лиля уволилась. Долго грустила и не могла найти новое место. У нее заканчивались деньги. Однажды у нее совершенно кончились все накопления и продукты, в этот же день пришло несколько счетов. Она позвонила в одну крутую фирму и спела в трубку песню о себе. Ее охотно приняли на работу.
Продуманная композиция структурирует нашу историю, а конфликт наполняет ее смыслом, драйвом, логикой.
Поговорим теперь о конфликтах.
Что такое конфликт – это столкновение двух интересов.
Разрешение конфликта – это то, ради чего читается текст.
В завязке он обозначается, в развитии действия конфликт обостряется, главное столкновение двух сторон происходит в кульминации, в действии по нисходящей стороны договариваются, в развязке утверждается чья-то истина.
Выделяют три вида конфликтов:
1. Внутриличностный конфликт кипит, понятное дело, внутри персонажа. Это то, что движет героем, не дает ему быть статичным и спокойным: любовь, страсть, гнев, непринятие чего-либо, идея, жажда и так далее. Это столкновение внутри человека противоположных мотивов – я хочу, но не могу, или могу, но не хочу.
2. Межличностный конфликт зарождается между двумя персонажами, кем бы они ни были друг другу. Это конфликт по типу «личность – окружающая среда». То есть, имеется герой со своей позицией и кто-то или что-то извне, с позицией противоположной, и вокруг этой страстной борьбы мнений крутится сюжет.
3. Надличностный (или сверхличностный) конфликт создается между героем и всем внешним миром. Он выходит за рамки одной личности.
4. Теперь давайте добавим в истории простой конфликт.
Это внутри личностный конфликт, конфликт, проблема внутри героя.
Что-то, что мешает вашему герою двигаться вперед.
Леша купил машину. Леша был ленивым.
Женя устроился на новую работу. Женя был грубым и ворчливым.
Анна потеряла кошелек. Анна очень порядочный человек.
Таня выиграла миллион. Таня очень замкнутый человек.
Гена закончил актерский факультет. Гена хвастлив.
Маша нашла котенка. Маша была эгоистка.
Виталя потерял ключи. Виталя был пессимист.
Герой должен к финалу истории измениться. Иначе не стоило и описывать его жизнь. Это пример и урок читателю.
Понятно, что здесь пойдет от обратного: не умел – научится, не мог – сможет и так далее. Переделайте сюжет согласно схеме с новыми данными.
Мой пример: Лиля уволилась. Лиля не верила в магию.
Она долго грустила и не могла найти новое место. У нее заканчивались деньги. Подруга предлагала ей амулет на удачу, но Лиля отмахивалась. Однажды у нее совершенно кончились все накопления и продукты, в этот же день пришло несколько счетов. Она попробовала позвонить в еще одну фирму. Ее взяли на работу. После звонка она обнаружила в сумке подброшенный подругой амулет.
Лиля уволилась. Лиля не верила в себя. Она долго грустила и не могла найти новое место. У нее заканчивались деньги. Подруга предложила ей амулет на удачу, Лиля приняла его. Поверив в силу амулета, Лиля пошла на собеседование. Ей казалось, что у нее появились неожиданные силы и способности. Ее взяли на работу. Вернувшись домой, Лиля увидела, что еще утром забыла амулет дома на столе.
5. Давайте добавим сложный конфликт.
Это внутриличностный плюс еще один конфликт – конфликт с чем-то или кем-то извне.
Леша купил машину. Леша не ладил с отцом.
Анна потеряла кошелек. Анна считала себя выше общения с нищими.
Таня выиграла миллион. Таня всегда была белой вороной в кругу подруг.
Попробуйте написать историю, разрешив оба конфликта.
Всем большое спасибо за работу!