Одну из своих прабабушек я хорошо помню. Она умерла, когда мне было 10 лет. Вот примерно в таком же возрасте, еще до революции, ее отправили работать нянькой к зажиточной семье. Она присматривала за младенцем, пока его мать отлучалась по делам. Хотят, по словам прабабушки, хозяйка была просто ленивой.
В ее рассказах о нелегкой доле деревенской девочки, я запомнил такое:
А иной раз дитя-то плачет и плачет. Сил уже нет укачивать. Да и боишься, что хозяйка услышит и осерчает, - вдруг я с ребенком что сделала. Тогда сбегаешь в полисад, сорвешь маковую головку и дашь ему пососать. Он и успокаивается, да засыпает.
Тогда мне казалось, что трюк с маком - это просто деревенская хитрость, чтобы заменить соску, которых, понятное дело, тогда не было. И лишь, когда я стал взрослым, у меня в голове сложился пазл, почему младенец на самом деле переставал плакать!
На латыни мак называется Papaver. Имя происходит от древнеримского словосочетания Papa Verum, что переводится как "истинная детская каша". То есть еще в Древнем Риме люди примечали, что каша-малаша из мака очень "нравится" младенцам.
Но дело вовсе не в гастрономии. Мак содержит опиаты, в том числе морфин. Наивные крестьяне, используя головку растения, вводили своих малышей в дурман. Страшно подумать, какой вред детскому здоровью наносило такое "эффективное" средство. Кстати, на начало 20 века в России среди сельского населения отмечалась очень высокая детская смертность. Гораздо выше, чем в остальной Европе.