Найти тему

Поводырь (2014) | Рецензия

Татьяна Свиридова

Кто чей поводырь и куда идем вообще?

Новый фильм Олеся Санина рассказывает историю многих персонажей, но странным образом никто так и не становится главным героем. Конечно, подобные приемы с игрой смыслов использовались ранее в кинематографе, но там эти самые «неглавные» герои могли формировать характер такого персонажа как страна, общество в целом или нечто подобное. Быть винтиками одного большого механизма. Но здесь так не получается.

Взять хотя бы название — Поводырь. Этим смыслом можно спекулировать до бесконечности и вещать при помощи него те или иные истины, располагая их, как на ленте Мебиуса. Мальчик — фактически, поводырь для героя Боклана, но сам кобзарь постоянно тянет на себе кучу обязанностей и стремлений, даже физически выводит детей из захваченного чекистами села. Но не смешно ли от того, что поводырь слепой? Он сам не знает, куда идти. И даже если это метафора такая, мол наш народ следует за душевными порывами и ему не нужны глаза чтобы разглядеть путь, то все это — непонятно кому нужная туфта. Зачем снимать про героя-мученика и подкреплять его персону другими растяпами и слабаками? Все персонажи будто загнаны в рамки своих мировоззрений и ходят по накатанному маршруту. Никто не ставит задач и не решает проблем.

Картинка красивая, сценарий лажовый. Непонятно, чем четыре человека занимались прописывая сцены и диалоги. Когда-то Санин снял роскошного «Мамая», и это был новый виток украинского поэтического кино. С классическим игровым фильмом группа не справилась. Кадры вторящие сценам из «Мамая» и кадры откровенно рассчитанные на красоту и поэтичность, удались на славу. Но это красота ради красоты. Правда, тогда непонятно, почему главную женщину всей истории играет Джамала. Она деревянная и, как правило, выглядит некрасивой. Хотя все мы знаем, что магия кино способна показать кого угодно привлекательным и изящным.

Вроде бы и не хочется критиковать, ведь да, это масштабное игровое кино, снятое в Украине и про украинцев. Но нет, это как «Царь» Лунгина и «Ублюдки» Тарантино. Смешно выглядит способность слепого кобзаря навалять палкой обидчикам, будто он адский ниндзя. В целом, это, конечно, крутая способность, но почему-то вспоминается «Слепая ярость» с Хауэром и хочется стебаться. Да и вообще, вся эта патетика в картине не вызывает нужных реакций. Средства, используемые для воздействия на зрителя, морально устарели.

Прошу прощения у всех, кому понравился фильм. Я за вас искренне рада. Ведь самой грустно от того, что не понравился