Найти в Дзене
Наглядная история

Илон Маск запустил людей в космос. Что в этом исторического?

Оглавление

Вчера, 30-го мая, на орбиту был запущен космический корабль Crew Dragon фирмы Илона Маска SpaceX, с двумя астронавтами на борту. Интернет из-за этого просто кишит полярными мнениями. Фанаты Маска изображают этот пуск историческим, эпохальным событием, доказательством величия США и т.п. Ненавистники же, наоборот, подчеркивают, что это лишь одна из многих существующих систем пилотируемых запусков (иными словами, систем для запусков людей в космос), причём с рядом недостатков даже в сравнении с нашими "Союзами" (например, у "Союзов" сейчас гораздо более короткое время от старта до стыковки с МКС, около 6 часов, против почти суток (19 часов) у Маска, а это существенный плюс к комфортности полёта). Я не являюсь, ни фанатом Маска, ни его ненавистником, и поэтому попробую разобраться, что именно произошло, является ли этот запуск историческим, что в нём уникального.

1) Которая эта система по счёту? Исторический контекст.

Мы живём в эпоху, когда каждый год происходит по 3-4 запуска людей в космос, а в целом, начиная с Гагарина в 1961-м, почти за 60 лет было произведено порядка 300 запусков. Так что если смотреть с этой точки зрения, то это лишь один из многих полётов.

Пилотируемые космические полёты, 1961-2015. Чёрным отмечены аварии, повлекшие гибель космонавтов.
Пилотируемые космические полёты, 1961-2015. Чёрным отмечены аварии, повлекшие гибель космонавтов.

Тем не менее, это полёт новой пилотируемой космической системы, а они в последнее время создаются нечасто. Их бум пришёлся на 60-е, период "космической гонки". В 1961-м году полетели советский "Восток" и американский "Меркурий", одноместные и достаточно простые корабли (при этом вокруг Земли "Меркурий" облетел лишь в 1962-м, а до этого летал просто туда и обратно). В 1964-м полетел наш трёхместный "Восход", а в 65-м - американский двухместный "Джемини". Оба корабля, особенно американский, были довольно тесными и относились к "промежуточному поколению". На них отрабатывались выходы в открытый космос, а также (американцами) стыковка и многодневное нахождение в космосе. В 1967-м году полетел наш "Союз", однако, из-за проблем при приземлении, пилотировавший его космонавт Комаров погиб. Так что свои первые успешные полёты корабли следующего поколения, "Союз" и "Аполлон", совершили в 1968-м, в октябре, при этом впервые американцы обогнали нас, хотя и всего на пару недель. Итого за 60-е было создано 6 пилотируемых космических систем, по 3 каждой из сторон (СССР и США).

Затем наступил длительный период затишья. Мы стабильно запускали (и запускаем по сей день) "Союзы", которые с годами стали проверенным, самым надёжным и безопасным средством доставки человека в космос, пережив ряд модернизаций. Американцы же и вовсе перестали летать в космос после 1975-го из-за урезания бюджета НАСА и общей политики "разрядки". Следующей пилотируемой системой стал полетевший в 1981-м "Спейс Шаттл". Таким образом, промежуток между предыдущей и следующей пилотируемой космической системой составил 1981 - 1968 = 13 лет.

Мы практически закончили разработку своего аналога шаттла, "Бурана", в 1988-м, при этом наша система имела ряд особенностей, которые можно считать и плюсами, и минусами (например, мы использовали меньше многоразовых частей, ракета и ускорители были одноразовые, однако это позволяло запускать с её помощью и другие крупные грузы на орбиту). Итого, за 80-е (период новой гонки вооружений) две противоборствующие стороны, мы и американцы, создали по одной пилотируемой системе.

Затем, спустя ещё 2,5 десятилетия, на арену вышел Китай с кораблём "Шэньчжоу", запустив в 2003-м году своего первого космонавта. Правда, он во многом повторял наш "Союз", и по результатам расследования были осуждены несколько работников нашей космической отрасли за незаконный экспорт технологий, связанных с космическими кораблями. Так или иначе, этот запуск и ряд последующих сделали Китай 3-ей космической державой (хотя после 2016-го он пока что людей в космос не запускает) и создателем очередной пилотируемой космической системы.

Тем временем США во второй раз в своей истории прекратили пилотируемые полёты. В 2011-м году был завершены запуски "Спейс Шаттл", на этот раз проблемой стала их надёжность и дороговизна обслуживания возвращаемой системы. США переключились на услуги надёжных и недорогих российских "Союзов", которые примерно с этого времени увеличили число ежегодных запусков. Но параллельно они поддерживали частные программы по разработке пилотируемых кораблей. В итоге в прошлом году к финальному этапу пришли 2 системы: Crew Dragon от SpaceX и Starliner от Боинг, но Илон Маск со своим Crew Dragon всё-таки вырвался вперёд.

Итого, вчера мы видели первый запуск 9-й (или 10-й, если считать не доживший до полётов с людьми "Буран") пилотируемой космической системы, и первой за последние 2020 - 2003 = 17 лет. С одной стороны, событие, конечно, неординарное (всё же, пилотируемых систем буквально по пальцам пересчитать), но едва ли можно считать его чем-то исключительным.

Появление новых пилотируемых космических систем (считаются лишь орбитальные полёты)
Появление новых пилотируемых космических систем (считаются лишь орбитальные полёты)

2) Первая коммерческая? Новая американская?

Попробуем посмотреть на другие аспекты "исключительности" этого полёта.

Также часто говорят, что система Crew Dragon является первой частной пилотируемой системой. Но это всё достаточно условно. Ведь создавалась она с государственной помощью. С другой стороны, использование частных фирм никогда не было для американской космической программы чем-то редким. В целом, сейчас SpaceX более независима от НАСА, чем прежние подрядчики времён Шаттлов и Аполлонов, но это, скорее, количественное, а не качественное изменение.

Если считать ныне действующие системы, то Crew Dragon лишь третья из них (после нашей и китайской). А вот для американцев она, действительно, первая новая за многие годы, да ещё и после 9 лет вообще без полётов в космос. Так что это их праздник. Да, пожалуй это уменьшит число заказов к России со стороны НАСА, но о полном отказе от наших услуг пока что речи не идёт. Да и кроме НАСА есть ещё и ЕКА, Европейское космическое агентство, со своими космонавтами. Так что, поживём-увидим.

3) Новые технологии?

По общей схеме новая пилотируемая космическая система также не выглядит чем-то исключительным. Запуск космического корабля происходит, как и 60 лет назад, на ракете (а не за счёт двигателей самого космического корабля, как было на Шаттле). Спуск его производится на парашютах на воду, снова как и 60 лет назад было в США (от первоначально планировавшегося спуска на реактивных двигателях по соображениям безопасности отказались). Так что общая схема не является чем-то новым.

Новинкой можно считать повторное использование многих деталей системы, от ступеней ракет до самого корабля. В российской/советской и китайской системах такой степени повторного использования компонентов нет. Однако для США это не такая уж и новость: "Спейс Шаттл" использовал и возвращаемый корабль-ракетоплан, и возвращаемые на парашютах ускорители. К тому же эта "возвращаемость" стала одной из причин катастрофы "Челленджера" в 1986-м году, когда из-за разрушения уплотнительного кольца ускорителя взорвался топливный бак шаттла (в комментариях многие считают, что единственным фактором, вызвавшим аварию, была низкая температура, вызвавшая разрушение уплотнительного кольца, но в официальном отчёте президентской комиссии, часть IV, в числе прочих причин указаны "эффекты от повторного использования": "The failure was due to a faulty design unacceptably sensitive to a number of factors. These factors were the effects of temperature, physical dimensions, the character of materials, the effects of reusability, processing, and the reaction of the joint to dynamic loading.")

Также Crew Dragon будет самым вместительным на текущий момент космическим кораблём. Правда, число пассажиров на нём в ходе проектирования уменьшилось с 7 до 4, но это всё равно больше, чем 3 на "Союзах" и "Шэньчжоу". Однако значительно меньше, чем 7-8 человек на шаттлах. Тем более страшновато, что эта вместимость выходит боком при авариях. У шаттлов, как и у "Союзов", было всего 2 серьёзные аварии, повлекшие за собой смерть космонавтов. Но наши аварии были 50 лет назад и унесли всего 4 жизни, а аварии шаттлов - 14 жизней, и произошли буквально на наших глазах.

Итоги

В общем, событие действительно значимое, но каким-то историческим и эпохальным для мировой пилотируемой космонавтики оно не является. В чём-то это поступательное развитие, в чём-то повторение старых технологий и их удешевление, но ничего принципиально нового. Илон Маск, как обычно, не скупится на пиар, из-за чего оставляет мало равнодушных: одни считают его мошенником, другие - гением. Я сам скептически отношусь к нему из-за всего этого пиара, но тем не менее, его ракеты уже взяли на себя большую часть запусков США, а теперь, вероятно, ещё и несколько потеснят наши "Союзы", так что видно, что человек не только пиарится, но и работает. Но, опять же, пока что это лишь шаги к его действительно амбициозной цели (полёту к другим планетам), и в историческом контексте эти шаги чем-то эпохально новым не представляются.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поддержите её лайком, подпиской и репостом в свои соцсети, такая поддержка будет меня мотивировать писать ещё, и полезная информация будет распространяться!

P.S. Если кому интересно, другие мои статьи по космической тематике:

Статистика пилотируемых космических полётов, с 1961 по 2015

Статистика полётов космических аппаратов к Луне: СССР/Россия vs США

Статистика запусков автоматических межпланетных станций с 1960-го года по 2015-й

Почему мы не летаем на Луну? О прогрессе в ракетных системах

Рекорды длительности космических полётов