Сегодня считается, что детей необходимо хвалить. Не которые родители задумываются, что можно перехвалить ребенка, и он вырастит эгоистом. Другие думают, что похвала должна быть заслужена и в меру.
Похвала приятна каждому, и взрослому, и тем более ребенку. Если постоянно хвалить ребенка за какое-то определенное действие, он будет заниматься этим с удовольствием и энтузиазмом.
Хвалить ребенка можно за то, что он:
1) Правильно выполнил задание, полученное от родителей (принес яблок с кухни и т.д.);
2) Убрался в комнате;
3) Сам оделся или обулся;
4) Помогает в домашних делах (выкинул мусор или помыл посуду);
5) Творчество и самодеятельность и пр.
Когда ребенок нарисовал рисунок и бежит показать его родителям, просто необходимо его похвалить, тогда следующий рисунок он еще больше захочет нарисовать.
Если хвалить с искренностью и постоянно за определенное действие, ребенок начинает воспринимать свои возможности и таланты как что-то само собой разумеющиеся, а не как способности, которые нужно развивать в себе.
Если хвалить ребенка неискренне и одним лишь словом «Молодец», то ребенок не будет понимать, за что именно его похвалили. Это ленивая похвала, она вредна. Необходимо хвалить за действие, которое привело к победе.
Другими словами искренняя похвала, подкрепленная комплиментами и замечаниями, приносит намного больше пользы. В этот момент ребенок учится понимать, что именно он сделал правильно, и повторять это действие в будущем также.
Чрезмерная похвала
Слишком возвышенные комплименты, принесут только вред. Ребенок дошкольного возраста не способен понимать преувеличенную похвалу. В этот момент он может подумать, что похвала завышена для него, испугаться и больше вообще ничего не делать. Раздутая похвала не мотивирует ребенка повторять данное действие. Ребенок будет переживать за то, что не может соответствовать родителям и их стандартам, что приведет к отторжению и комплексам.
Если хвалить за самые простейшие действия, ребенок может посчитать родителей «глупыми» - «это же так легко сделать, разве не понятно?». Может быть и наоборот – ребенок посчитает, что родители держат его за умственно отсталого ребенка. Если постоянно хвалить за то, что и так нравится делать - это вызывает отрицание к действию и лишение мотивации.
Умеренная похвала
Умеренная похвала способна повысить детскую самооценку, избавить от страха, сделать что-то не правильно. Дети, которых хвалят правильно и достаточно в дошкольном возрасте, имеют большую самоуверенность, самостоятельность и превосходные социальные навыки. Логично, что люди с высокой самооценкой в жизни стараются лишний раз продемонстрировать свои способности, а с низкой боятся сделать что-то новое, избегают неудачи.
У детей дошкольного возраста позитивное принятие жизни и будущего. Если детей хвалить умеренно и правильно, они смогут почувствовать, что способным соответствовать высоким требованиям общества, тем самым повышая свою самооценку. Теплота и искренность в похвале играют важнейшую роль.
Индивидуальный подход
Воспитание, со всеми радостями и проблемами, сложнейший процесс. Индивидуальный подход к каждому ребенку необходим, даже если в семье детей много. Каждый ребенок заслуживает получать похвалу, одобрения, поддержку, теплоту и многое другое, от родителей.
Если мама чувствует, что ребенку тяжело без поддержки и похвалы, здесь не места чрезмерной похвале, просто ребенку это требуется. Нехватка похвали или ее чрезмерной использование, слишком размытые понятия. Индивидуальный подход наиболее правильное решение.
Сделав некоторые выводы можно определить что:
1) Перехваливать ребенка не нужно. Хвалить за мелочи, и за то, что ребенку и так нравится – приводит к обратному эффекту;
2) Раздутые комплименты и чрезмерная похвала лишают мотивации;
3) Чрезмерна похвала
4) Умеренная похвала позитивно влияет на самооценку ребенка;
5) Теплота, искренность, поддержка имеют важную роль в похвале;
6) Концентрация на действии на действии, а не на результате – правильный источник похвалы;
7) Индивидуальный подход важен для каждого ребенка и необходим в воспитании и хорошей похвале.
На основе таких выводах каждый родитель сам решает, как хвалить своего ребенка и за что именно. Выбирая индивидуальный подход, правильную тактику в воспитании и хорошую, обоснованную похвалу, каждый родитель получит успешного ребенка с высокой самооценкой.