«Не страшно, что твоя машина разбилась, плохо, что автомобиль соседа исправен», - вот такой афоризм как нельзя лучше характеризует такое понятие, как «черный пиар» и объясняет мотивы конкурентов, решившихся на такие методы. Конечная цель того, кто заказывает «черный PR» - избавиться от конкурента в нише, дискредитировав его перед потенциальными клиентами. Сегодня мы будем разбираться, как вести себя, если репутацию вашей компании решили погубить нечистые на руку конкуренты.
Опасность «черного пиара» в цифрах
В 2019 году группа маркетологов опубликовала интересные цифры, касающиеся влияния позитивных и негативных отзывов на позицию компаний. Для выборки было взято 245 компаний из различных сегментов рынка. В ходе исследования выяснилось, что:
· 38% интернет пользователей воспринимают на веру любую информацию, почерпнутую в Сети;
· 41% доверяет отзывам на сайтах, но выборочно;
· 79% компаний массово теряют клиентов из-за негативных отзывов о предоставляемых товарах или услугах;
· 35% предпринимателей признаются, что хотя бы единожды заказывали на конкурентов «черный пиар»;
· 89% компаний оказываются «за бортом», поскольку не контролируют репутацию бренда в поисковой выдаче.
Эти цифры наглядно демонстрируют, что большинство бизнесменов д сих пор недооценивают влияние «черного пиара», а между тем, на данный момент это едва ли не самый популярный способ выдавливания конкурентов.
Владельцы компаний, подвергшихся такому роду прессинга и не предпринявшие мер по спасению репутации массово теряют клиентуру и терпят убытки. Иногда бывает, что некоторые бренды вынуждены даже полностью прекратить существование.
Методы «черного пиара»
Ведение информационной войны против конкурента – это не прямое обливание грязью, как некоторые могли бы подумать. Опытные пиарщики ведут «грязную» работу очень тонко. Чтобы эффективно противостоять нападкам, врага надо знать в лицо. Рассмотрим основные методы «черного пиара».
Внушение
Этим методом часто грешат СМИ. Суть в том, что рассказ о том или ином событии ведется на первый взгляд непредвзято, однако фразы построены таким образом, чтобы сформировать у слушателя конкретное отношение к новости, которое было бы выгодно заказчику статьи или репортажа.
Использование авторитетных имен
Когда негативные высказывания о компании исходят от рядовых клиентов – это, как говорится, полбеды. Но если то же самое повторит личность медийная, наделенная известностью и авторитетом, эта информация априори будет восприниматься, как неоспоримая истина.
Искусственная дезинформация
На самом деле, можно сказать, что дезинформация – королева черного «пиара». Сюда можно отнести и подтасовку фактов, и искусственное раздувание мелкой оплошности компании, и личное мнение, выданное за объективную оценку общественности.
Методов, используемых черными пиарщиками гораздо больше, однако большинство из них проистекают из тех основных, которые мы рассмотрели.
Как спасти репутацию компании
Решать проблему нужно оперативно, хотя восстановить опороченную репутацию весьма непросто. Гораздо правильнее работать на опережение и отслеживать попытки облить грязью компанию. Рассмотрим основные методы, которые могут помочь в борьбе с «черным пиаром».
1. Действуйте обдуманно. Никогда не позволяйте себе отвечать грубостью на грубость, ведь это только сыграет на руку конкурентам.
2. Используйте неоспоримые факты. Если никак не обойтись без ответа, давать его нужно в спокойной и доброжелательной форме, используя факты, которые невозможно оспорить или исказить.
3. Проведите пересмотр кадров. Зачастую заказчиками «черного пиара» становятся не только конкуренты, но и недовольные сотрудники.
4. Перекрывайте негатив позитивом. Необходимо, чтобы положительных отзывов о компании было больше, чем негативных. Для этого можно создать несколько сайтов, где будет происходить регулярная публикация новостей, пресс-релизов, статей о компании, отзывов клиентов. За позицией сайтов в поисковой выдаче надо следить.
5. Работа на опережение. Регулярный мониторинг информации о компании, которая появляется в сети поможет оперативно выявить проблемы и решить их на ранней стадии.
6. Заказ пиар-компании у специалистов. Работа по спасению репутации компании будет гораздо более эффективной, если проводить ее будут опытные «пиарщики». Конечно, это будет стоить дороже, но затраты того стоят.
В заключение хотелось бы добавить, что стать жертвой «черного пиара» может любой, но если следить за созданием и преумножением лояльной аудитории, а также регулярно укреплять репутацию, можно избежать выйти из этой схватки победителем.