Во вторник, 26 мая, президент Франции Э.Макрон заявил о намерениях сделать свою страну первой по распространению электромобилей в Европе. На развитие сети станций зарядки и наращивание объема выпуска электромобилей и гибридов будет выделено 8 млрд евро.
Ожидается, что французская компания Renaut будет участвовать в проекте создания аккумуляторов для электротранспорта совместно с PSA и Total (Saft). По прогнозам экспертов, производство французских аккумуляторов начнется в 2023 году, что позволит перестать закупать батареи у китайских компаний.
Экологически чистые транспортные средства (электромобили и гибриды) содержат от 20 до 40 кг кобальта, который необходим для производства вышеупомянутых аккумуляторов. В аккумуляторах ваших телефонов содержится 5-10 грамм, в компьютерах – около 30 грамм.
Обратная сторона медали «за защиту окружающей среды»
Наибольшее количество мировых запасов кобальта (около 60%), а также около 55% мировой добычи, приходится на Демократическую Республику Конго. В недрах Конго находятся огромные запасы полезных ископаемых (практически вся таблица Менделеева), включая редкоземельные металлы, золото и алмазы. К сожалению, это «богатство» приносит одни несчастья жителям этой страны, много лет раздираемой внутренними конфликтами и страдающей от результатов попыток влияния иностранных государств, стремящихся урвать « лакомый кусок пирога».
Основные месторождения кобальта, сопутствующего меди, находятся в т.н. «Медном поясе» - в юго-восточной части ДРК (Катанга) и на севере соседней Замбии. Добычей кобальта занимается швейцарская Glencore и ERG (компания с казахским капиталом). Но следует упомянуть, что в Конго отсутствуют возможности для переработки данного сырья, вследствие чего оно вывозится в Китай. В результате, две китайские компании выступают в качестве основных игроков, «де факто» контролирующих переработку конголезского минерала: Huayou Cobalt, специализирующаяся на скупке руды у местных старателей, и China Molybdenum, владеющая Тенке-Фунгуруме (один из крупнейших рудников).
Сейчас к компаниям, добывающим кобальт в ДРК, привлечено внимание общественности из-за обвинений в использовании детского труда. Новости об увеличении производства электрокаров обусловили резкий рост цен на кобальт, что в свою очередь привело к избыточному предложению на рынке и, вследствие этого, к последующему обвалу цен и параллельному увеличению роялти до 10% (в три раза), а также к заморозке некоторых проектов швейцарской Glencore и ERG.
Однако эксперты прогнозируют к 2022 г. дефицит этого сырья, и резкое увеличение спроса в связи с большим содержанием кобальта в аккумуляторах экологически чистых транспортных средств.
Отсутствие контроля властей ДРК над территориями создает определенные трудности для работы на месторождениях, в то время, как нелегальная добыча и вывоз минералов становятся прибыльным делом для множества конголезских и зарубежных предпринимателей, задействованных в цепочке поставок: от старателей в местных шахтах до потребителей – крупных китайских, американских и европейских концернов. Контролируют и охраняют шахты нанятые или самостоятельно действующие боевики различных местных бандформирований, вооруженных группировок. Ведется постоянная борьба за передел территорий и в таком многолетнем кошмаре продолжают существовать жители Конго.
История повторяется…
В 1884-1885 гг. в Берлине прошла конференция европейских держав, которые обсуждали сферы влияния в Африке. Именно по итогу этой конференции бельгийского короля Леопольда II официально признали единоличным правителем Свободного государства Конго. Конголезцы стали рабами короля, который превратил огромную страну в своеобразных трудовой лагерь. Все население Конго было обязано работать на короля – в основном люди были заняты на каучуковых плантациях. Объем добываемого в Конго каучука за время правления Леопольда вырос почти в 200 раз. Работали даже маленькие дети. Чем же вызван такой резкий рост добычи?
В 1846 году Роберт Уильям Томпсон первым придумал использовать шины из эластичного материала для увеличения комфортабельности и безопасности автомобиля, разработал конструкцию автошины и запатентовал свое изобретение. Первые резиновые шины появились в середине XIX-го века, почти сразу после получения резины из каучука, который до этого был задействован только в проводах в гораздо меньших размерах (не напоминает телефоны и электрокары?).
Условия труда были кошмарными, тысячи людей гибли от эпидемий и голода. Чтобы держать под контролем огромное население страны, были созданы специальные отряды «Общественных сил». Они периодически ходили по деревням и устраивали показательные казни непокорных. Тех, кто не выполнял свою норму, били и калечили. За 20 лет население страны сократилось почти вдвое (погибли около 10 миллионов конголезцев).
Жестокость по отношению к коренным жителям бельгийские газеты оправдывали суровыми нравами самих конголезцев (тогда там еще процветало людоедство). Однако, в 1899 году вышла книга Дж.Конрада «Сердце тьмы», повествующая о путешествии моряка в Центральную Африку. Автор в ужасающих подробностях описывал происходящее в регионе и бесчеловечность колониальных режимов. В это время выступил с докладом британский дипломат Роджер Кейсент и к повести о зверствах бельгийцев в Конго было привлечено внимание общественности.
Леопольд II был вынужден продать африканские владения. Свободное государство Конго переименовали в Бельгийское Конго – под таким названием оно просуществовало до провозглашения независимости в 1960 году.
Так когда же выйдет современное «Сердце тьмы», чтобы привлечь внимание к тому, что происходит сейчас?