Сержио Соллима больше известен своими приключенческими фильмами, такими как “Сандокан” (Sandokan, 1976) и “Чёрный корасар” (II Corsaro Nero, 1976), однако он работал и во многих других жанрах. Три раза режиссер обращался к вестернам. Это было в годы, когда жанр находился на пике популярности в Европе. Но не только благодаря этому, а больше из-за интересных тем и подачи материала, все три фильма Соллимы вошли в золотой фонд спагетти-вестернов.
“Большая перестрелка” (La Resa dei Conti)
1966
Сценарий: Сержио Донати/Сержио Соллима/Франко Солинас
Оператор: Карло Карлини
Музыка: Эннио Морриконе
Совместное производство Альберто Гримальди (Италия), Туллио Демичелли (Испания)
Это один из лучших итальянских вестернов, где Ли Ван Клиф сыграл свою самую запоминающуюся роль, техасского охотника за головами Джонатана Корбетта, имеющего политические амбиции и желание попасть в сенат США. Для финансирования избирательной кампании ему нужны деньги. Получить их он может, поймав находящегося в бегах мексиканца Кучильо (Томас Миллиан), обвиняемого в изнасиловании девочки.
Неожиданные повороты сюжета, политическая тема и обвинительная по отношению к властям фабула делают этот фильм отличным примером кино со смыслом, где действие не принесено в жертву интеллектуальной составляющей.
Сцена охоты на человека на просторах Техаса – одна из самых впечатляющих в спагетти-вестернах, и стоит на одном уровне с финальной дуэлью из “Хороший, плохой, злой”. Соллима достиг высочайшей степени сопереживания и вовлеченности зрителя в конфликт. А музыкальное сопровождение Морриконе – выше всяких похвал.
“Лицом к лицу” (Faccia a Faccia)
1967
Сценарий: Сержио Донати/Сержио Соллима
Оператор: Рафаэль Пачеко
Музыка: Эннио Морриконе
Производство Альберто Гримальди (Италия)
Медленный вестерн в стиле моральной саги о том, как обстоятельства меняют людей. Джан Мариа Волнте играет бывшего профессора истории, приехавшего на Дикий Запад, чтобы поправить здоровье. Он встречает знаменитого преступника Борегара Беннета, роль которого исполняет Томас Миллиан. Они становятся друзьями и эти отношения постепенно меняют обоих.
Однажды персонаж Волонте заявляет: “На Западе самое сложное отличить инстинкт выживания от жажды власти.” В этом заключается главный философский посыл фильма.
Кинолента представляет собой отличный образец интеллектуальной притчи, облечённой в жанровую форму. Мало кому позднее удавалось столь органично соединить остросюжетный вестерн и высокохудожественное кино.
“Беги, человек, беги” (Corri, Uomo, Corri)
1968
Сценарий: Сержио Донати/Фабрицио Де Анжелис
Оператор: Гильельмо Манкори
Музыка: Эннио Морриконе/Бруно Николаи
Совместное производство Манкори (Италия) и Шретьен (Франция).
Сиквел “Большой перестрелки”, но в этот раз без Ли Ван Клифа. Томас Миллиан возвращается на экран как Кучильо, мексиканский бандит и борец за справедливость. Его приключения во время мексиканской революции составляют сюжет киноленты.
Фильм страдает от плохо выписанного персонажа Дональда О Брайна, который объединяется с Миллианом для поисков золота. В результате сиквел получился гораздо слабее первого фильма. Он столь же динамичен, увлекателен, однако хуже запоминается, поскольку все сцены сделаны на сравнительно среднем уровне.
Сержио Соллима снял много достойных кинолент. Однако после “Беги, человек, беги” к жанру вестерна он не возвращался.
(с) Свен Железнов
Читайте также:
Все вестерны Сержио Леоне
Тайна рождения спагетти-вестерна
Спагетти-вестерны Ли Ван Клифа (часть 1)
Спагетти-вестерны Ли Ван Клифа (часть 2)