Сегодня хочу рассказать о том, к каким ухищрениям прибегают руководители, чтобы удержать сотрудников на рабочем месте и при этом платить меньше чем полагается. И также сообщить о том, что 90% процентов вакансий, опубликованных на HH и на SuperJob уже являются неправдой на момент публикации, а именно : зарплату которую они указывают, (например, от 40 тысяч ,и или от 25 до 90 тысяч)вероятнее всего вы не получите, или получите после достижения определенных результатов (что казалось бы логично, ибо никто не держит сотрудника за красивые глаза), но вот планы, которые будут стоять перед Вами, будут либо трудно выполнимы, либо недостижимы, но вам сумеют внушить, что именно вы стали причиной своего маленького заработка.
Сейчас больше хочу поговорить о работе не по профессии(юристы, экономисты, программисты ,врачи и тд), хотя я уверен и там найдется не меньше подводных камней, но больше о рядовых сотрудниках(разнорабочих, менеджеров,продавцов, сотрудниках банка, руководителей и т д).
- Первая ложь - заработок. Когда видите большой разброс(от 20 - 200 тысяч), или где написано только от, можете быть уверены, что цифру, которую указал работодатель, эквивалентную заработной плате вы не получите. Почему же тогда они указывают такие цифры, на чем основываются?
А ответ очень прост. В первую очередь это приманка. Ибо иначе как заманить сотрудника к себе в штат, если в вакансии будет указано от 5 тысяч до 30. Вряд ли вы захотели бы откликаться на такую вакансию. Второе - когда компания только начинает свою деятельность, в ней всегда комфортно и хорошо работать, всем все нравится, компания нарабатывает свою первую клиентуру, менеджеры получают высокие зарплаты, потому очень важно на первых порах не упасть лицом в грязь,а для этого нужно хорошо выполнять работу, а чтобы она была выполнена на отлично, нужно хорошо платить за такой результат. И как только компания получает заслуженный статус, она начинает оптимизировать расходы и ресурсы, чтобы поставить уже на поток свой доход с минимальными потерями. И они начинают рассказывать Вам, что менеджеры(как правило лучшие менеджеры) получали у них и больше, чем указано, и вполне вероятно они вам не соврали. Но сейчас им уже это не нужно. От этих цифр остались лишь легенды, и сейчас, чтобы получить такую зарплату вам нужно из шкуры вон вылезти, и работать больше нормы. А зачастую руководители федеральных сетей даже бывает выходной менеджерам не дают, пока те, не достигнут нужных для них результатов. Самый яркий пример тому такие компании, как: Связной, Евросеть, из новых это SkyEng, Skillbox и ряд других.
На момент старта легко можно было получать свыше 40 тысяч рублей, но сейчас средний заработок колеблется в районе 20 тысяч рублей(без учета штрафов, инвентаризаций(SkyEng, Skillbox это не касается) и бесчисленных переработок). Конечно есть и топовые точки, проходимость которых гораздо выше других и заработки там гораздо выше, но в большинстве своем наблюдается именно такая тенденция и менеджеры, бывшие менеджеры или действующие, не дадут Вам соврать.
Также зачастую федеральные сети(например Beeline) указывают заработную плату, основываясь на топовую точку, где уровень, как я писал ранее, значительно выше чем в других магазинах, расположенных не так выгодно. Но попадете вы с вероятностью в 99% процентов в место, где нужно закрыть "дырку" и будете там чахнуть, если конечно вам крупно не повезет или вы не проявите свои сверхспособности! Ведь если бы те суммы, которые указывали работодатели были правдой, то почти все сейчас были довольны своей работой и получали достойный заработок и средняя заработная плата была куда выше, чем 15000р. - Вторая ложь. А если быть точным, сокрытие полной информации. Вам рассказывают только, как здорово работать в компании, сколько тут преимуществ, бонусов, но при этом не говорят про систему штрафов и регламентов, за которые будьте уверены с Вас спросят по полной мере. Именно поэтому нужно задать максимальное количество вопросов работодателю, попросить договор, где должно всё прописано, что должен делать сотрудник, сохранить себе копию, и тычить ею в лицо, когда вам начнут придумывать новые обязанности, а это обязательно начнется, если у Вас не будет такого договора, и заработная плата с повышением обязанностей ни на рубль не вырастет. Более того, вероятнее всего, с Вас вычтут за невыполнение новых обязанностей, нежели как-то премируют.
- Третья ложь. Чтобы все же получить зарплату, которую указал работодатель, Вам нужно пройти стажировку, и получить необходимый опыт, про которые нигде ничего не сказано, а если не сказано, то оплата стажировки, должна оплачиваться, как нижний порог из разброса, который указал работодатель(так как не написано, что от 15 и может быть и ниже), т. е. если написано от 15 тысяч рублей, то по логике меньше вы не должны получить. Но сейчас они придумали хитрую схему, где Вам скажут, что в случае если вы пройдете стажировку успешно, то вы получите за неё какие то деньги. Хорошо если это только 1-5 дней. А если это 2-3 недели?
А еще часто стали говорить: Стажировка в нашей компании будет занимать от 1 до 3 месяцев. То есть на это время не надейтесь даже получить те деньги, которые указаны в описании. И скорее всего им просто нужна текучка, при которой вы выполните самую "грязную" работу, которую не хотят выполнять менеджеры со стажем. Например: холодный обзвон клиентов, приведение базы клиентов к единому виду, оповещение и предложение пробных продуктов(этакие эксперименты), где еще пока не ясно, принесут ли они деньги компании или нет, и как оплачивать мотивацию за них. И тут как раз придете Вы, и 3 месяца поработаете за ставку без бонусов, после чего большинству скажут "извините, но вы не подходите нашей компании", или что-то в этом роде. Даже если у Вас будет хороший опыт, скорее всего им пренебрегут в такой компании.
А теперь немного о хитростях и манипуляциях, которые применяют руководители, чтобы Вас удержать на работе и зачастую при приеме.
- Чаще всего руководители ищут ваши изъяны и ошибки, которые вы допускаете, или где вы проявляете неуверенность. И начинают постоянно на это акцентировать и давить. Что если бы вы не допускали такие ошибки, то все было бы хорошо. Каждый день заставляют Вас писать отчеты и указывать, что это за показатели такие, как вообще так можно работать. В общем оказывают давление психологическое и заставляют испытывать Вас чувство вины. Затем могут придумать некие меры, или доп работу, выполнив которую вас не оштрафуют, или пообещают небольшое премирование.
- Также, в компаниях, где нужно звонить по компаниям(лидам), в первый месяц Вам могут дать немного хороших, качественных лидов, чтобы вы смогли получить хорошую зарплату, а затем будете работать по черной базе, где первый успех обоснуют везением, и также найдут кучу дефектов в речи, нарушение скриптов, не правильное распределение ресурсов и кучу других причин, чтобы вы действительно поверили, что не компания виновата в маленьком заработке, а Вы! И если у такой компании большой отдел продаж, или это крупный Call-центр - не рассчитывайте там на большие заработки. Цель работодателя, чтобы было как можно больше звонков, и им глубоко плевать на качество звонков, хотя они будут утверждать обратное. А вам просто немного будут давать качественных компаний(лидов), чтобы вы не отчаивались и думали, что зарабатывать тут и вправду возможно. Несомненно будут и сотрудники, которые будут достигать определенных результатов. Но их будет очень мало.
- Куча отборочных этапов. Зачастую, перед тем, чтобы просто спросить, что Вас ждет, какие условия в компании, что нужно делать и как будут платить работодатель организовывает тесты, отборочные этапы, порой их бывает больше 2х, в общем создают трудности, после которых должно последовать облегчение, и где Вам, как успешному финалисту скажут: "вы такой молодец, справились со всеми нашими тестами и вопросами и мы готовы Вас принять на работу". И тут вы попадаетесь на крючок и большинство уже забывает, что они хотели спросить, забывают про другие интересные вакансии, которые вполне вероятно могли бы быть гораздо лучше того, на что вы потратили несколько дней при отборе на данную вакансию. Эти все испытания нацелены на то, чтобы Вас эмоционально истощить, создать трудности, и впоследствии построят диалог так, что вам даже неудобно будет спросить, какие обязанности ждут кандидата, какие KPI (система оценки показателей, за каждый из которых вы получаете определенную ставку в зарплате, например: количество звонков 200 в день(4400 в месяц) - 3000р, новых клиентов 10 в месяц - 5000р, план по продажам - 1000000 - 5000р)), как они оцениваются, платят ли только за их достижение(в этом случае советую сразу отказываться и добавлять работодателя в черный список) или за перевыполнение также возможны какие то бонусы, какая система штрафов, дадите ли договор на руки, есть ли полный перечень обязанностей(если нет, советую также добавлять в блок лист таких работодателей), какой график, возможен ли рост, какая система адаптации, какой план ожидает Вас на первых порах и т.д. Чем больше вопросов зададите, тем больше шансов на то, что в процессе работы вы не получите сюрпризов и к вам будут относиться с определенной осторожностью. Они как правило не любят, когда им задают вопросы, хотят сами спросить и получить тут же ответ. Но поверьте, лучше Вас не возьмут на работу из за того, что вы задали эти вопросы и получили полную картину о работе, которая Вас ждет, чем открывать для себя неприятные неожиданности и получать вымышленные штрафы и работать за копейки у такого работодателя.
- Всем не новое коварство также - устройство по ТК РФ. Но отчисления будут от 6-9 тысяч, а все остальное будет зваться премией, которую работодатель при любой не выгодной для него ситуации может Вам не выплатить её. И если не дай Бог ситуация с пандемией еще повториться(хотя пока она еще не закончилась, и не понятно как и когда она закончится), то если контора не разориться - то максимум что вы будете получать при таких ситуациях - это 6-9 тысяч рублей. Конечно мы на это не смотрим, так как при устройстве мы обращаем на конечный результат - совокупный доход, но тем не менее, определенные риски при этом, как оказалось есть.
Надеюсь данный материал будет для Вас полезен и вполне возможно с вашей помощью мы сможем его дополнить, а в следующих статьях я расскажу, какие "боли" испытывают соискатели и как найти работу без опыта. А также начнем составлять рейтинг компаний, в которые лучше не устраиваться, или устраиваться