Автор: Ирина Жигмунд
В Голливуде никогда не стремились к аутентичному воспроизведению костюма. Только к стилизации, да и то - не всегда к такой, на которую мы с вами рассчитываем.
Почему так происходило и происходит?
Так повелось еще с самого основания кинематографа
В Голливуде 1930-х годов, как и сегодня, продюсеры были заинтересованы только в том, чтобы товар, под названием «кино», активно продавался.
К тому же это были времена Великой депрессии когда каждый цент приходилось зарабатывать в жестокой конкуренции с другими студиями.
Чего только не делали, чтобы привлечь зрителей! Так Чаплин в своих мемуарах пишет про известного владельца кинотеатров Сида Граумана: "У него было чутье на забавную рекламу, и однажды он удивил Лос - Анжелес, пустив по городу два такси, пассажиры которых, обгоняя друг друга, стреляли из пистолетов холостыми патронами. На багажниках машин были укреплены плакаты: "Смотрите "Преступный мир" в "миллионном" театре Граумана".
Именно в эту пору снимается большое количество костюмных фильмов.
Зрелищность была оберткой этого товара. Важно было, чтобы женщины и девушки ахали от красоты нарядов, а мужчины сходили с ума от вожделения.
Поэтому фильм «Мата Хари» снимался не с целью исторически точно воссоздать жизнь куртизанки, расстрелянной в 1917 году, а снять красивую, экзотическую и чувственную картину, хорошо продаваемый продукт.
Для этой цели пригласили звезду МГМ Грету Гарбо и задействовали своего лучшего художника по костюмам Адриана.
Адриан за свою долгую работу в МГМ создал костюмы для 125 фильмов. Но тут важна одна оговорка: чаще всего, он одевал не всю картину, как это делают сегодня художники по костюмам, а одну героиню. Именно женщину. Звезду. Студия МГМ платила Адриану большие деньги, но зарабатывала на нем целые состояния. Те фильмы, на которых он работал, давали большую кассу, а особенно полюбившие зрителям платья и шляпки потом дублировались и продавались в универмагах Macy's. Выпустили даже такую серию платьев «Адриенна» - это были копии его самых популярных нарядов.
Белое платье, разработанное Адрианом для Джоан Кроуфорд в 1932 году (фильм "Letty Lynton"), имело огромное влияние на моду. Было изготовлено большое количество его копий, женщины бежали в универмаги, чтобы купить "платье Летти Литтон". Бытует легенда, что от него, и других костюмов Кроуфорд, сделанных Адрианом, пошла мода на широкие плечи. Он хотел ими немного "поправить" фигуру Джоан. Эту популяризацию подплечников не могла ему простить Эльза Скиапарелли, которая первая начала их ставить в женскую одежду.
Немного о настоящей Мата Хари.
Мата Хари, настоящее имя — Маргарета Гертруда Зелле, (1876 - 1917) — родилась в Нидерландах. В 18 лет вышла замуж и уехала с мужем на Яву. Брак был ужасным, и через несколько лет пара развелась. У Маргареты было двое детей, участь их печальна, сын умер в раннем возрасте, дочь не дожила и до 20 лет.
Вернувшись с Явы в Голландию, Маргарета была вынуждена искать работу, чтобы не умереть с голоду. Пришлось устроиться в Париже наездницей в цирке под именем «леди Греша Мак-Леод», а с 1905 г. начинается её громкая слава, как танцовщицы «восточного стиля», уже под псевдонимом Мата Хари (на индонезийском и малайском языках это имя переводится как «око утренней зари»).
Собственно, как танцовщица она была не особенно хороша, но зато мало кто так умел красиво обнажаться в танце. Именно чувственность и страстность исполнения ценила публика.
Маргарета, она же Мата, прекрасно мистифицировала поклонников. Танцовщица то утверждала, что она экзотическая принцесса, то, что дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны. В начале XX века, в период обострённого интереса к Востоку, к балету и эротике, Мата Хари имела огромный успех в Париже, а затем и в других европейских столицах.
Ну и к тому же, она была куртизанкой. У нее в любовниках ходили многие высокопоставленные чиновники и политики. Этим она и воспользовалась в своих шпионских целях.
Несмотря на дорогие подарки от мужчин, денег ей всегда не хватало, и шпионаж был шансом поправить свой бюджет.
Закончилось все печально. Французы ее раскрыли, Мата Хари была обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время. Суд над ней был устроен при закрытых дверях. Танцовщице инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий. Нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и расстреляна на военном полигоне в Венсенне 15 октября 1917.
В фильме всей этой истории предали, разумеется, романтический окрас. Тут Мата Хари, хотя и шпионка, но при этом, сильно любящая женщина.
Наряды Греты Гарбо вызывают искренний восторг даже спустя 80 лет после их создания. Сам Адриан признавался, что придумывал их под впечатлением от русских балетов начала века и восточной коллекции Поля Пуаре.
Вот «русское влияние» в этом фильме очевидно. Даже сложный головной убор, который носит Гарбо в первой сцене, трансформируется в нечто, весьма напоминающее кокошник.
Несколько удивительно было видеть на актрисе сапоги – казачки. Правда, вместе с шикарным костюмом из шелкового бархата с эффектной вышивкой "а-ля русс" на рукавах, они создавали прекрасный ансамбль.
Ткани для ее нарядов выбраны не только роскошные, но и весьма чувственные.
Этот необыкновенный костюм сшит из отливающей металлическим блеском пластичной ткани.
Узенькие брючки, маленькая шапочка – и вот уже перед нами не женщина, а змея. Она источает опасность и соблазн… Невероятное декольте во всю спину делает Мату Хари еще обольстительнее и сексуальнее.
К тому же, этот наряд «подыгрывает» угловатой, андрогинной фигуре актрисы, костюм такой же нестандартный, художественно индивидуальный, как она сама.
Мне понравилось, как точно расставлены в костюмах визуальные эротические акценты.
Например, это платье с ассиметричным вырезом. Словно оно сползло с правого плеча. И актриса ловко пользуется этим – обольщая, она подходит к герою именно с его левой стороны, дразня и заманивая в свои сети.
Платье кажется объемным, но при этом, создается иллюзия, что оно вот-вот соскользнет с актрисы и мягкими складками ляжет у ее ног.
Еще один шелковый шедевр от Адриана покоряет своей элегантностью.
Вроде бы абсолютно закрытый под горло костюм, но узкая вертикальная щель на жакете дает простор мужскому воображению.
От кадра к кадру, от платья к платью, все меньше и меньше остается блеска на нарядах Маты Хари, пока, к финальной сцене, он не исчезает совсем.
Звезда вспыхнула и погасла…
Что ж, как вы заметили, в фильме нет абсолютно никакого копирования внешнего вида прототипа. Актриса, режиссер и художник сделали свою Мату Хари – обольстительную, красивую, экзотичную.
Известный художник по костюмам, много работавший с Висконти, Феллини, Пазолини, Пьеро Този так сказал об Адриане: «Даже великие художники по костюмам, такие как Адриан, были вторичны, они находились под влиянием моды. Грета Гарбо всегда была Гретой Гарбо. И Марлен (Дитрих) всегда была Марлен. Актеры не чувствовали характер персонажа. И художник по костюмам, режиссер создавали в своих фильмах не образы — создавали изумительных звезд. Эти актеры были не просто талантливыми, у них была экстраординарная внешность. Возьмите Гарбо и Марлен — как можно было изобрести такие характеры? Они были слишком яркими».