«Undеrground» — история лондонской подземки
Метро уже давно стало неотъемлемой частью транспортной системы многих мировых мегаполисов, но по-прежнему одним из самых успешных коммерческих проектов и бурно развивающихся предприятий является, ставшая первой в мире, сеть подземных транспортных тоннелей столицы Великобритании — метро Лондона.
В середине XX века основным видом транспорта становятся железные дороги. Они вписали немало страниц в историю бизнеса и историю успеха Британии.
В Англии они строились по радиальному принципу, то есть, в буквальном смысле слова, все дороги вели в Лондон, ставший узловым центром. Город имел 6 вокзалов, но перемещаться между ними по улицам на омнибусах было весьма затруднительно. К идее строительства сети подземных коммуникаций высшие эшелоны власти подтолкнуло строительство пешеходного тоннеля под Темзой, открытого в 1843 году и построенного при помощи недавно изобретённого проходческого щита.
Первую линию строила компания Metropolitan Railway, причем работы велись открытым способом: улицы раскапывались на нужную глубину, в траншее возводился кирпичный каркас тоннеля, после чего дорожное покрытие восстанавливалось. Первыми двумя станциями, соединёнными под землёй, стали Паддингтон и Феррингтон-стрит. Специальный подвижной состав для метро выпустила компания Great Western Railway, открытие состоялось 10 января 1863 года.
Несмотря на то, что длина подземной ветки составляла лишь 6 км и локомотивами поездов служили паровозы, новый вид транспорта стал быстро набирать популярность — в первый год эксплуатации им воспользовались 9,5 млн человек. Первые поезда на электротяге покатились по лондонским тоннелям в 1890 году, через 18 лет его украсил знаменитый логотип «Undеrground», а в 1911-ом появился первый эскалатор.
Кстати, и карта метро в привычном сегодня виде впервые появилась как раз в Лондоне. В 1931 году чертёжник Гарри Бэк, работавший на метрополитене, предложил свой способ нанесения схемы маршрутов без географической привязки к местности. Решение оказалось удачным, и им пользуются по всему миру и поныне.
До 1933 года расширением сети и эксплуатацией лондонского метрополитена занималось одновременно несколько компаний, зачастую использующих разные технические стандарты, иногда даже железнодорожная колея отличалась по ширине в зависимости от собственника того или иного участка. Стандартизация произошла только в 1933 году с образованием независимой госкорпорации «Департамент лондонского пассажирского транспорта», куда были обязаны войти все прежние владельцы подземных маршрутов, спустя 15 лет метро было полностью национализировано.
Сейчас лондонская подземка находится в собственности государственного предприятия Transport of London, является третьей в Европе по пассажиропотоку, имеет 270 станций, расположенных на путях протяженностью 402 км., и является одной из достопримечательностей Лондона.