Одно из темных созвездий, о которых мы писали ранее (см. Темные созвездия инков), имеет форму ламы с детенышем. Индейцы дали ей имя Якана. Считалось, что она является небесным двойником-покровителем всех лам на земле. Именно от Яканы зависит здоровье и поголовье этих важных жертвенных животных.
Образ ламы тесно связан с символикой воды. Якана идет с востока на запад по Млечному пути, который рассматривался индейцами в качестве полноводной реки - источника всей воды на земле. По мере продвижения она постепенно темнеет, пока не станет совсем черной.
Стоит вспомнить, что черные ламы особенно ценились, т.к. были идеальным подношением богу грома и дождя Ильяпе. Считалось, что их кровь и плоть сильно отличаются от крови и плоти животных другого окраса. Такая жертва будет скорее принята божеством.
В манускрипте Уарочири упоминается интересный миф, который связывает образ Яканы с земными ламами, а также с понятием удачи.
Говорят, что Якана, небесный двойник всех лам, движется по центру неба. Мы, местные люди, видим ее в виде темного пятна.
Якана движется по Млечному пути. Она большая, действительно огромная. Она становится чернее, двигаясь по небу. У нее два глаза и очень длинная шея.
Говорят, что если человек будет очень удачливым, то Якана упадет прямо на него, когда будет пить воду из какого-нибудь ручья. Ее шерсть подомнет счастливца, и кто-то другой срежет небольшой клок.
Это случится ночью.
Утром, на рассвете, человек посмотрит на шерсть, которую он срезал. Рассматривая ее, он увидит, что волокна синие, белые, черные, коричневые и всех других оттенков плотно переплетаются друг с другом.
Если у человека нет лам, он совершит ритуал поклонения в месте, в котором Якана явилась ему. Он купит пару лам: мужскую и женскую особь.
Из двух лам, которых он купит, в скором времени получится стадо в две или три тысячи голов.
Миф описывает способ передачи жизненной силы небесного двойника земным животным. Шерсть является неким сосудом, содержащим эту энергию. Именно поэтому клок волос содержит волокна всех возможных цветов, ведь земные ламы различаются по окрасу.
Жизненная сила земных животных, в свою очередь, также могла передаваться тем же способом дальше. Мистическое свойство шерсти использовалось при создании материальных подношений богам, например, небольших плетеных кукол в виде лам.
Связь образа небесной ламы и символики воды очень важна. Двигаясь по небосводу, Якана постоянно пьет из рек и ручьев. Уходя за край неба, она проделывает тот же путь, что и Солнце (бог Инти): проходит под землей, чтобы вновь выйти в небо с другой стороны. Позже небесная лама ягнится. Околоплодные воды становятся водами земли. Ее кровь выпадает дождями и насыщает весь мир яркими красками в сезон дождей. Таким образом, Якана участвует в движении воды во всем мире, а частично и контролирует этот процесс.
Значение такого влияния сложно переоценить, т.к. от воды зависит даже Солнце. Проходя ночью подземным путем, Инти насыщается влагой рек, и в дождливые сезоны становится больше, греет сильнее, светит ярче.
Ламу-мать сопровождает темное созвездие ребенка ламы. Согласно сказаниям индейцев, детеныш периодически становится голодным, и мать кормит его. Таким образом, Якана является символом материнского и женского начала, что довольно хорошо сочетается с символикой воды через идею плодородия.
В манускрипте Уарочири упоминается также то, что небесная лама, перед тем как уйти за горизонт, пьет из океана.
Посреди ночи, пока никто не видит, Якана выпивает всю воду из океана. Если Якана не сможет все выпить, вода быстро затопит весь мир.
В контексте всего сказанного выше становится совершенно понятно, как земные ламы узнали о грядущем бедствии в перуанской Легенде о Великом потопе, о которой мы писали некоторое время назад. Индейцы верили в наличие постоянной связи между небесным покровителем и его земными воплощениями, которая могла выражаться как в вербальном и невербальном общении, так и в доступе к каким-либо общим знаниям.
A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат.
Сайт: www.a-gallery.ru
Коллекция: www.a-gallery.ru/dokolumbova-amerika