Найти тему
Вторая республика

Конкуренция космических масштабов

Вчера наконец-то состоялся долгожданный запуск первой пилотируемой ракеты корпорации SpaceX. Отложенный из-за плохих метеоусловий, во второй раз удача благоволила компании. SpaceX в очередной раз заявила о себе как о крупном игроке на аэрокосмическом рынке.

Пожалуй, в рамках мировой аэрокосмической отрасли это невеликое достижение, но для SpaceX это, безусловно, триумф
Пожалуй, в рамках мировой аэрокосмической отрасли это невеликое достижение, но для SpaceX это, безусловно, триумф

Можно превозносить технический и коммерческий гений создателя компании Илона Маска или же в очередной раз злословить по поводу того, что Маск - никакой не предприниматель, а лишь грамотный продавец и пиарщик (что тоже, по-моему, неплохо). Я не хочу заниматься ни тем, ни другим, а поговорить о том, какие уроки можно извлечь из истории аэрокосмического противостояния.

Для начала немного теории.

Теория сравнительных преимуществ, созданная одним из отцов-основателей экономической науки Давидом Рикардо, гласит, что страна должна специализироваться на выпуске той продукции, производство которой обходится ей выгоднее всего. Эта идея довольно сильна в умах, и мне даже от довольно образованных людей приходилось слышать, что сырьевой экспорт России - это её сильная сторона, и этот сегмент экономики важно развивать и далее. Ладно бы это были досужие кухонные разговоры; так нет, развитие сырьевого экспорта становится частью государственных программ, под это выделяют средства и субсидии.

На заре космической гонки Советский Союз резко вырвался вперёд: в 1957 году запускает первый спутник, в 1960 году отправляет в космос пёселей Белку и Стрелку, а апофеоз советской космической программы - это, разумеется 12 апреля 1961 года, когда Юрий Гагарин сказал своё знаменитое: "Поехали!" и стал первым человеком в космосе.

По логике теории сравнительных преимуществ Соединённым Штатам не оставалось ничего, кроме как сосредоточиться на тех отраслях, в которых те были сильны - ну, например, сельском хозяйстве. Однако нет же: американцы вложили много средств в то, чтобы догнать Советский Союз. Уже к 1961 году они почти добились паритета: первый американский космонавт, Алан Шепард, опоздал всего на месяц, полетев в космос 5 мая 1961 года и навсегда оставшись в тени лучезарной улыбки Юрия Гагарина.

Настоящим триумфом американской космической программы становится, конечно, высадка человека на Луну в 1969 году. Советская лунная программа такими успехами, к сожалению, похвастаться не могла. Несмотря на некоторые несомненные успехи на излёте своего существования (например, орбитальная станция Мир), Советский Союз уже не был в состоянии поддерживать свою космическую программу на уровне триумфа 60-х годов.

Вызывает Брежнев к себе в Кремль космонавтов, и говорит:
- "Американцы послали своих хлопцев на Луну. Советский Союз не должен отставать; потому вы, товарищи советские космонавты, полетите на Солнце."
- "Леонид Ильич, так ведь там жарко, сгорим..."
- "Думаете, мы тут, в ЦК, полные идиоты?! Полетите ночью!"

- советский фольклор живо реагировал на дряхлеющее и впадающее в маразм советское руководство.

Из-за нараставших экономических проблем пришлось пустить под нож программу многоразовых кораблей "Буран", а вскоре Советский Союз прекратил своё существование.

Остатки советского космического величия
Остатки советского космического величия

Из этой краткой истории космического противостояния государств можно сделать следующие выводы.

Теория сравнительных преимуществ не учитывает качественную составляющую: развивающемуся государству жизненно необходимо развивать передовые отрасли экономики, пускай даже это не принесёт результат сразу. Это понимала администрация президента Эйзенхауэра и потому дала зелёный свет американской космической программе. Корейцам, как я уже писал неоднократно, понадобилось 20 лет на создание своей передовой автомобильной промышленности, до этого она приносила одни убытки, а Всемирный банк и вовсе рекомендовал Корейской республике отказаться от неё.

Кто знал, что из корейского автопрома родится нечто действительно великое?
Кто знал, что из корейского автопрома родится нечто действительно великое?

Стабильное развитие передовых отраслей экономики невозможно без базиса в виде более простого производства. которое обеспечивает благосостояние основной массы населения. Грубо говоря, развиваться нужно по средствам. Показательно, что буквально через два года после запуска первого человека в космос, Советский Союз вынужден начать закупки зерна в Соединённых Штатах, а с 70-х годов импорт зерна уже идёт на поток. Вернуть своё экспортное значение российским аграриям удалось только в 2000-х годах.

Конкуренция - двигатель прогресса. Противостояние Советского Союза и Соединённых Штатов резко подстегнуло космическую отрасль. Не будь его, кто знает, быть может к настоящему времени человек так и не покинул бы пределы земного тяготения. Окончание же космической гонки с распадом Советского Союза резко снизило инвестиции в эту отрасль, и до недавнего времени все стороны эксплуатировали наработки прежних лет, а каких-либо качественных прорывов подобно высадке на другие космические объекты на данный момент так и не произошло.

Так было до того момента, как в игру включились частные аэрокосмические корпорации, но это тема для отдельного большого разговора. Об этом - во второй части статьи.

Пример с теорией сравнительных преимуществ я почерпнул из книги норвежского экономиста Эрика Райнерта "Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными"

Больше про историю компании SpaceX и самого Илона Маска можно прочитать в книге Эшли Вэнс "Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее"