Вчера наконец-то состоялся долгожданный запуск первой пилотируемой ракеты корпорации SpaceX. Отложенный из-за плохих метеоусловий, во второй раз удача благоволила компании. SpaceX в очередной раз заявила о себе как о крупном игроке на аэрокосмическом рынке.
Можно превозносить технический и коммерческий гений создателя компании Илона Маска или же в очередной раз злословить по поводу того, что Маск - никакой не предприниматель, а лишь грамотный продавец и пиарщик (что тоже, по-моему, неплохо). Я не хочу заниматься ни тем, ни другим, а поговорить о том, какие уроки можно извлечь из истории аэрокосмического противостояния.
Для начала немного теории.
Теория сравнительных преимуществ, созданная одним из отцов-основателей экономической науки Давидом Рикардо, гласит, что страна должна специализироваться на выпуске той продукции, производство которой обходится ей выгоднее всего. Эта идея довольно сильна в умах, и мне даже от довольно образованных людей приходилось слышать, что сырьевой экспорт России - это её сильная сторона, и этот сегмент экономики важно развивать и далее. Ладно бы это были досужие кухонные разговоры; так нет, развитие сырьевого экспорта становится частью государственных программ, под это выделяют средства и субсидии.
На заре космической гонки Советский Союз резко вырвался вперёд: в 1957 году запускает первый спутник, в 1960 году отправляет в космос пёселей Белку и Стрелку, а апофеоз советской космической программы - это, разумеется 12 апреля 1961 года, когда Юрий Гагарин сказал своё знаменитое: "Поехали!" и стал первым человеком в космосе.
По логике теории сравнительных преимуществ Соединённым Штатам не оставалось ничего, кроме как сосредоточиться на тех отраслях, в которых те были сильны - ну, например, сельском хозяйстве. Однако нет же: американцы вложили много средств в то, чтобы догнать Советский Союз. Уже к 1961 году они почти добились паритета: первый американский космонавт, Алан Шепард, опоздал всего на месяц, полетев в космос 5 мая 1961 года и навсегда оставшись в тени лучезарной улыбки Юрия Гагарина.
Настоящим триумфом американской космической программы становится, конечно, высадка человека на Луну в 1969 году. Советская лунная программа такими успехами, к сожалению, похвастаться не могла. Несмотря на некоторые несомненные успехи на излёте своего существования (например, орбитальная станция Мир), Советский Союз уже не был в состоянии поддерживать свою космическую программу на уровне триумфа 60-х годов.
Вызывает Брежнев к себе в Кремль космонавтов, и говорит:
- "Американцы послали своих хлопцев на Луну. Советский Союз не должен отставать; потому вы, товарищи советские космонавты, полетите на Солнце."
- "Леонид Ильич, так ведь там жарко, сгорим..."
- "Думаете, мы тут, в ЦК, полные идиоты?! Полетите ночью!"
- советский фольклор живо реагировал на дряхлеющее и впадающее в маразм советское руководство.
Из-за нараставших экономических проблем пришлось пустить под нож программу многоразовых кораблей "Буран", а вскоре Советский Союз прекратил своё существование.
Из этой краткой истории космического противостояния государств можно сделать следующие выводы.
Теория сравнительных преимуществ не учитывает качественную составляющую: развивающемуся государству жизненно необходимо развивать передовые отрасли экономики, пускай даже это не принесёт результат сразу. Это понимала администрация президента Эйзенхауэра и потому дала зелёный свет американской космической программе. Корейцам, как я уже писал неоднократно, понадобилось 20 лет на создание своей передовой автомобильной промышленности, до этого она приносила одни убытки, а Всемирный банк и вовсе рекомендовал Корейской республике отказаться от неё.
Стабильное развитие передовых отраслей экономики невозможно без базиса в виде более простого производства. которое обеспечивает благосостояние основной массы населения. Грубо говоря, развиваться нужно по средствам. Показательно, что буквально через два года после запуска первого человека в космос, Советский Союз вынужден начать закупки зерна в Соединённых Штатах, а с 70-х годов импорт зерна уже идёт на поток. Вернуть своё экспортное значение российским аграриям удалось только в 2000-х годах.
Конкуренция - двигатель прогресса. Противостояние Советского Союза и Соединённых Штатов резко подстегнуло космическую отрасль. Не будь его, кто знает, быть может к настоящему времени человек так и не покинул бы пределы земного тяготения. Окончание же космической гонки с распадом Советского Союза резко снизило инвестиции в эту отрасль, и до недавнего времени все стороны эксплуатировали наработки прежних лет, а каких-либо качественных прорывов подобно высадке на другие космические объекты на данный момент так и не произошло.
Так было до того момента, как в игру включились частные аэрокосмические корпорации, но это тема для отдельного большого разговора. Об этом - во второй части статьи.
Пример с теорией сравнительных преимуществ я почерпнул из книги норвежского экономиста Эрика Райнерта "Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными"
Больше про историю компании SpaceX и самого Илона Маска можно прочитать в книге Эшли Вэнс "Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее"