Найти тему
Роман Апрелев

Живопись из психиатрического подвала

Советский и итальянский художник Михаил Кулаков начинал со вполне традиционной живописи. В 15 лет ему попалась книга об итальянском Возрождении. Читал то в общей ванной коммуналки, то под уличным фонарем. Мать даже отвела его к комсомольскому вожаку для нравоучительной беседы. Так в СССР понимали профориентацию.

Кадр из “Кулакова великого предела”
Кадр из “Кулакова великого предела”

Кулаков поступил в МГИМО, чтобы иметь возможность выезжать за границу. В ту пору, о которой многие растосковались, пересечь государственную границу на легальных основаниях было очень тяжело. Но дипломатом он не стал, бросив учебу на втором курсе.

Эти и другие вехи жизни художника осветили в новом документальном фильме “Кулаков великого предела”. Вообще он задумывался еще при жизни автора, но не сложилось. А пять лет назад Михаил Алексеевич умер.

Кадр из “Кулакова великого предела”
Кадр из “Кулакова великого предела”

- Название родилось, когда монтаж фильма был уже закончен, - говорит продюсер Евгений Григорьев. - Художник был обладателем шестого дана и черного пояса по тайцзицюань. В переводе с китайского это “кулак великого предела”. Ну и режиссер Владимир Непевный предложил такой интересный ход: кулак - и Кулаков. Конечно, Кулакова знают немногие. Но фильм даже не о нем, а о том времени. Потом оттепель сменилась нашими советскими режимными делами. Многие существовали в подвалах, собирались на закрытых квартирах. И Кулакову пришлось уехать за границу, потому что его просто могли посадить “за тунеядство”.

Кадр из “Кулакова великого предела”
Кадр из “Кулакова великого предела”

Из СССР Кулаков уехал в 1976 году. По сути известность к нему пришла уже в Италии. Там и официальное признание, и награды, и возможность украсить одну из станций римского метро своей мозаикой.

Название для статьи я взял не случайно. Перед эмиграцией художник столкнулся с такой сложностью: вывезти картины было очень проблематично. За каждую работу надо было заплатить какую-то сумму. За свое же творчество. Поэтому он договорился со знакомым, чтобы сложить холсты на хранение в подвале психиатрической клиники.

Кадр из “Кулакова великого предела”
Кадр из “Кулакова великого предела”

В 1957 году в Москве прошел Международный фестиваль молодежи. Тогда это был настоящий поток свежего воздуха. И не только в плане развлечений. Приехали иностранные художники. Это была не академическая живопись, в которой все понятно. Многие из наших вообще впервые увидели современное искусство - агрессивное, неудобное для восприятия. И потому такое заманчивое на фоне однотипных полотен соцреализма. Так Кулаков понял, что хочет заниматься абстракциями.

Читайте также: Шизофрения в живописи