Найти тему
ЧитайКа

Трагедия К-219: почему в гибели советской подлодки винят горбачевскую перестройку

3 октября 1986 года советская субмарина К-219 затонула после случившегося на ее борту взрыва ракеты. Но почему случился взрыв, до сих пор спорят специалисты.

Советский подводный флот
Советский подводный флот

Некоторые эксперты, например, называют большой ошибкой выход в море такой «старой» подложки. Она была выпущена в 1972 году. Но другие спецы с этим не согласны.

Есть документальные подтверждения того, что К-219 в 1975 году прошла модернизацию, а в 1980 году - капитальный ремонт.

С другой стороны на лодке и до главной трагедии уже случались эксцессы, связанны с проблемами запуска ракет. Даже были погибшие.

Другая версия гибели лодки выглядит более убедительной. При подготовке к своему роковому походу экипаж был обновлен на треть. Для двенадцати моряков это был дебют на такой подводной лодке.

Причем, среди новобранцев были и те, кто занимал ответственные должности в экипаже: старший помощник и помощник командира, командиры ракетной и минно-торпедной боевых частей, начальник радиотехнической службы, корабельный врач, командир электротехнического дивизиона, 4 командира отсеков.

К-219
К-219

Понятно, что ни о какой сплоченности коллектива речи не было и близко. Возможно, по этой причине, когда вскоре после выхода из базы Гаджиево была обнаружена течь в ракетной шахте № 6, командир БЧ-2 не только не доложил об этом командиру, опасаясь ответственности, но и отключил аварийную сигнализацию. Такое решение оказалось фатальным.

3 октября при выполнении маневра ракетная шахта полностью разгерметизировалась и стала быстро наполняться водой. Чтобы избежать потенциального взрыва, было принято решение произвести запуск ракеты.

По некоторым данным, это могло спасти лодку, но для пуска не хватило нескольких мгновений, что в очередной раз подтверждает разобщенность экипажа.

При взрыве сразу погибло трое, а по лодке побежал огонь. Потушить его не удалось, и спустя пару часов настала пора заглушить ядерный реактор.

Глобальной катастрофы сумел не допустить матрос Сергей Преминин. Он отключил реактор, но не успел покинуть аварийный отсек. Позже его посмертно представят к ордену Красной Звезды, а в 1997 году к званию Героя России.

Еще одной версией гибели советской подложки называются тайные маневры американской субмарины в этом районе. В ходе спасательной операции американские суда на самом деле были замечены неподалеку. Но фактов их причастности к гибели К-219 так и не было найдено.

К-219 затонула на глубине около 5500 метров. Из 119 членов экипажа 4 человека погибли, а большая часть команды получила различные травмы и отравления. Позднее все выжившие оказались дома.

Перестройка начиналась с красивых лозунгов
Перестройка начиналась с красивых лозунгов

Официальной причиной трагедии были названы сокрытие аварийной ситуации, ошибки и слабая подготовка экипажа. Хотя, вероятно, это лишь часть причин, повлекших за собой катастрофу Стопроцентную истину так никто и не установил.

Хотя, к примеру, некоторые исследователи склонны винить в трагедии не только систему, но и эпоху. Якобы начавшаяся тогда в стране перестройка слишком многих распустила, привела к расслабленности и расхлябанности. В том числе, в армии. Вот и готовили лодку к пуску, спустя рукава.

Мол, слишком много воли Горбачев дал всем. В иные времена и народ и чиновники по струнке ходили, боялись ответственности. А теперь делай, что хочешь. Гласность, свобода…

Сценарий, конечно, любопытный. И логики не лишенный. Но вместе с тем, и он так и осталась лишь одной из версий.