3 октября 1986 года советская субмарина К-219 затонула после случившегося на ее борту взрыва ракеты. Но почему случился взрыв, до сих пор спорят специалисты.
Некоторые эксперты, например, называют большой ошибкой выход в море такой «старой» подложки. Она была выпущена в 1972 году. Но другие спецы с этим не согласны.
Есть документальные подтверждения того, что К-219 в 1975 году прошла модернизацию, а в 1980 году - капитальный ремонт.
С другой стороны на лодке и до главной трагедии уже случались эксцессы, связанны с проблемами запуска ракет. Даже были погибшие.
Другая версия гибели лодки выглядит более убедительной. При подготовке к своему роковому походу экипаж был обновлен на треть. Для двенадцати моряков это был дебют на такой подводной лодке.
Причем, среди новобранцев были и те, кто занимал ответственные должности в экипаже: старший помощник и помощник командира, командиры ракетной и минно-торпедной боевых частей, начальник радиотехнической службы, корабельный врач, командир электротехнического дивизиона, 4 командира отсеков.
Понятно, что ни о какой сплоченности коллектива речи не было и близко. Возможно, по этой причине, когда вскоре после выхода из базы Гаджиево была обнаружена течь в ракетной шахте № 6, командир БЧ-2 не только не доложил об этом командиру, опасаясь ответственности, но и отключил аварийную сигнализацию. Такое решение оказалось фатальным.
3 октября при выполнении маневра ракетная шахта полностью разгерметизировалась и стала быстро наполняться водой. Чтобы избежать потенциального взрыва, было принято решение произвести запуск ракеты.
По некоторым данным, это могло спасти лодку, но для пуска не хватило нескольких мгновений, что в очередной раз подтверждает разобщенность экипажа.
При взрыве сразу погибло трое, а по лодке побежал огонь. Потушить его не удалось, и спустя пару часов настала пора заглушить ядерный реактор.
Глобальной катастрофы сумел не допустить матрос Сергей Преминин. Он отключил реактор, но не успел покинуть аварийный отсек. Позже его посмертно представят к ордену Красной Звезды, а в 1997 году к званию Героя России.
Еще одной версией гибели советской подложки называются тайные маневры американской субмарины в этом районе. В ходе спасательной операции американские суда на самом деле были замечены неподалеку. Но фактов их причастности к гибели К-219 так и не было найдено.
К-219 затонула на глубине около 5500 метров. Из 119 членов экипажа 4 человека погибли, а большая часть команды получила различные травмы и отравления. Позднее все выжившие оказались дома.
Официальной причиной трагедии были названы сокрытие аварийной ситуации, ошибки и слабая подготовка экипажа. Хотя, вероятно, это лишь часть причин, повлекших за собой катастрофу Стопроцентную истину так никто и не установил.
Хотя, к примеру, некоторые исследователи склонны винить в трагедии не только систему, но и эпоху. Якобы начавшаяся тогда в стране перестройка слишком многих распустила, привела к расслабленности и расхлябанности. В том числе, в армии. Вот и готовили лодку к пуску, спустя рукава.
Мол, слишком много воли Горбачев дал всем. В иные времена и народ и чиновники по струнке ходили, боялись ответственности. А теперь делай, что хочешь. Гласность, свобода…
Сценарий, конечно, любопытный. И логики не лишенный. Но вместе с тем, и он так и осталась лишь одной из версий.