Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
(Евангелие от Луки 16:13)
Зачастую этот стих рассматривается верующими как запрет Иисуса зарабатывать деньги для тех, кто любит Бога и желает быть Ему полезным. «Не можете» — значит, нельзя, запрещено, грех, Бог накажет. А если верующий человек разделяет коммунистические установки, то он и сам может люто ненавидеть тех, кто зарабатывает больше него. И Евангелие будет только подогревать в нем эту ненависть.
Что такое маммона?
Есть и другая крайность — когда желающие обогащаться без меры утверждают, будто под маммоной здесь понимается специальное языческое божество. Мол, у меня нет такого идола, я не служу этому божеству, а просто обогащаюсь, в чём проблема?
Обращаю ваше внимание на перевод этого слова с греческого:
μα(μ)μωνᾶς «маммона, богатство»
(Греческий лексикон Стронга, №3126)
У этого слова два значения. В каком из них употребляет его Иисус? Посмотрим четырьмя стихами выше:
И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
(Евангелие от Луки 16:9)
Здесь «богатство» в греческом тексте обозначено тем же словом «маммона». То есть Иисус призывает приобретать друзей при помощи маммоны, языческого божества? Или всё-таки при помощи богатства?
Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
(Евангелие от Луки 16:11)
Здесь тоже «маммона». То есть существует маммона неправедная и маммона истинная. Или всё-таки богатство неправедное и богатство истинное?
Однако в рамках одного монолога переводчики решили перевести одно и то же греческое слово по-разному. Оставим это на их совести и в дальнейшем будем рассматривать скорректированное суждение Иисуса: «Не можете служить Богу и богатству».
Почему мы не можем служить Богу и богатству?
Иисус описывает два сценария, которым следуют люди, пытаясь совместить служение Богу с безмерным обогащением:
а) одного господина ты ненавидишь, а другого любишь;
б) одному господину усердствуешь, а о другом нерадеешь, то есть пренебрегаешь им.
Эти два общих варианта можно разбить на четыре более конкретных.
1. Человек любит Бога и ненавидит богатство. Он раздает всё, что имеет, для пользы Божьему царству. А сам перебивается с хлеба на воду.
2. Человек любит богатство и ненавидит Бога. Он отмахивается от нуждающихся, не желает никому помогать или содействовать. Может даже что-то приворовать или обобрать должника до нитки, не имея к нему ни капли сострадания. Может пойти на грех, на преступление, если это сулит ему прибыль.
3. Человек усердствует для Бога и пренебрегает обогащением. Много трудится, зарабатывает, но не может отказать нуждающемуся. В итоге его капитал годами колеблется в районе месячной зарплаты, сколько бы он ни получал.
4. Человек усердствует для обогащения и пренебрегает Богом. Человек усердно обогащается, но не особо заинтересован в применении своего имения для дел, угодных Богу.
Первые два варианта выглядят как крайности. А вот к последним двум относится большинство трудоустроенных верующих.
Да, работящие христиане! Я говорю о нас с вами!
Мы все служим двум господам. Только одному усердствуем, а о другом нерадеем — в той или иной мере.
Мы пытаемся балансировать между делами, угодными Богу, и собственным достатком.
Каждый рубль, который мы оставили себе, не пошел напрямую на Божье дело: он послужил нашему богатству, но не Богу. А каждый рубль, потраченный богоугодно, ушел из наших накоплений: он послужил Богу в ущерб нашему богатству.
Таких рублей у нас очень много, и каждый из них служит либо Богу, либо нашему обогащению.
Значит ли это, что наши накопления неугодны Богу?
Как сказал Иисус: «трудящийся достоин награды за труды свои» (Евангелие от Луки 10:7). Эту же мысль приводит и апостол Павел, уча Тимофея обеспечивать пресвитеров церкви, трудящихся в слове и учении (Первое послание к Тимофею 5:18).
Ваш честный заработок выдан вам заслуженно, и вы можете распоряжаться им для вашей пользы. Есть, пить, одеваться, приобретать жилье и так далее.
Вопрос в том, каков ваш вклад в Божье царство и в Его правду и есть ли этот вклад вообще. Есть ли от вас толк, приносите ли вы плод для Бога.
Кто-то приносит меньше, а кто-то больше. Здесь нет программы минимум или какого-то стандарта: меру вашего участия в Божьих делах вы задаете сами и таким образом на практике выражаете вашу сущность. И это ваша личная свобода. Только вы решаете, как вам вложиться и вложиться ли вообще.
Тут можно возразить: но ведь Иисус говорил, что богатому трудно войти в Царство Небесное!
Я понимаю ваше возражение, но этот вопрос мы разберем в отдельной статье: «Почему богатому трудно войти в Царство небесное?»