В середине XIX века русская драматургия обращает взгляд на купечество. А. Н. Островский, которого современники называли «Колумбом Замоскворечья», подробно описал быт и нравы обитателей старинного московского района. Из 76 произведений, написанных Александром Николаевичем для театра, два десятка пьес рассказывают о жизни купцов. Комедию «Бедность не порок» публика встретила неоднозначно. Сочинение, написанное тридцатилетним литератором, вызвало полемичные отзывы критиков.
Драматург, но не юрист
Если бы А. Н. Островский (1823–1886) подчинился воле отца, то стал бы юристом. На третьем курсе молодой человек «завалил» экзамен по римскому праву и был отчислен из Московского университета. Однако ещё 8 лет Александр Николаевич трудился на ниве юриспруденции. В 1851 году будущий драматург написал прошение об отставке и оставил должность секретаря в Коммерческом суде.
Сюжеты для первых литературных опытов Островский брал из дел, которые приходилось разбирать на службе. Так появились пьесы «Несостоятельный должник» и «Картина семейной жизни», а также газетный очерк «Записки замоскворецкого жителя».
Замысел комедии «Бедность не порок» возник у драматурга в июле 1953 года, а работа над произведением началась через месяц. Из переписки Островского с редактором журнала «Москвитянин» М. П. Погодиным известно, что пьеса закончена 24 октября. На следующий год сочинение Александра Николаевича впервые отдельной книгой опубликовало издательство В. Готье .
В 1854 году «Бедность не порок» сыграли на сценах Москвы и Петербурга. 25 января прошла премьера в Малом театре. П. М. Садовский, которому Островский посвятил комедию, исполнил роль Любима. 9 сентября спектакль поставили в Александринском театре в бенефис режиссёра и актёра А. А. Яблочкина.
О пьесе тепло отозвались Л. Н. Толстой и И. А. Гончаров. Категорически не принял комедию Н. Г. Чернышевский.
Фабула произведения передаётся в кратком содержании. Знакомство с краткой версией пьесы не заменит чтение первоисточника. Изучая сочинения классической литературы в оригинале, человек обогащает речь, становится образованнее.
«Гордым Бог противится»
Именно так назывался черновой вариант пьесы. События комедии, состоящей из трёх действий, разворачиваются в доме купца Торцова. История происходит в уездном городке во время празднования Рождественских Святок.
Главные персонажи пьесы:
- зажиточный купец Гордей Торцов, его жена Пелагея Егоровна, дочь Люба;
- Любим Карпыч, брат Торцова, промотал наследство;
- московский заводчик Африкан Коршунов;
- племянник Гордея Карпыча Яша Гуслин, и Гриша Разлюляев, сын богатого купца;
- вдова Анна Ивановна;
- приказчик Митя;
- Лиза и Маша, подружки Любови Гордеевны;
- нянька Арина и мальчик Егорушка, дальний родственник Торцовых.
Действие первое
В первом действии события происходят в комнате приказчика.
Егор читает сказание о русском богатыре Бове Королевиче. Митя спрашивает мальчика, чем заняты домочадцы. Подросток описывает ссору, которая произошла накануне за обедом между Гордеем Карпычем и Любимом.
Появляется Пелагея Егоровна. В беседе с приказчиком женщина жалуется на своевластный характер мужа, ей не по душе приятельские отношения супруга с Коршуновым. Она твёрдо убеждена, что преклонение перед заграничной жизнью – явление временное, а обычаи русского народа будут существовать вечно. В комнату входит Гуслин. Жена хозяина оставляет молодых людей одних. Уходя, приглашает их прийти вечером попеть песни с девушками.
Митя в разговоре с Яшей сетует на тяжёлую долю. Торцов платит небольшое жалованье, но попрекает бедностью. Однако молодой человек не ищет прибыльного места, потому что влюблён в дочь хозяина. Приказчик садится разбирать счета. Гуслин на гитаре сочиняет музыку к стихотворению, которое сочинил влюблённый юноша. Появляется Разлюляев и хвалится богатством и своим бесшабашным характером.
Яша играет только что придуманную мелодию. Песня понравилась. Приятели начинают петь хором. Вошедший Гордей Карпыч прерывает развлечение молодёжи. Хозяин критикует костюмы, в которые одеты Разлюляев и Митя. Перед тем как уйти, Торцов укоряет приказчика за желание заботиться сначала о пожилой матери, а потом думать об одежде.
В комнату входят Люба с подружками Лизой и Машей и Анна Ивановна. Девушкам захотелось присоединиться к молодым людям, потому что сидеть в гостиной одним скучно. Яша нашёптывает вдове на ухо, что Митя влюблён в дочь хозяина.
Компания переходит в другую комнату. Анна Ивановна устраивает так, чтобы Люба и приказчик остались наедине. Митя читает стихи, которые написал и посвятил возлюбленной. Торцова пишет ответ и отдаёт молодому человеку с условием, что послание будет прочитано, когда она уйдёт.
Вошедший Любим Карпыч лишает приказчика возможности просмотреть содержание записки. Брат Торцова рассказывает молодому человеку историю о том, как пропил наследство и остался без дома. Виной всему была дружба с Коршуновым. Оставшись без денег, нищий и грязный, Любим пришёл к брату с просьбой о помощи. Но тогда Гордей устыдился родственника-оборванца перед респектабельными гостями.
Рассказывая о своей несчастной жизни, старик засыпает. Митя читает записку, в которой Любовь Гордеевна признаётся во взаимной любви.
Действие второе
Действие протекает в гостиной.
Анна Ивановна и Любовь Гордеевна беседуют о недолговечности любви. С появлением приказчика вдова выходит из комнаты. Митя и Люба признаются, что жить друг без друга выше их сил. Молодые люди готовы пойти к Торцову просить родительского благословения. Приближение няньки заставляет влюблённых удалиться.
Арина прибирает комнату, куда придут артисты развлекать гостей. Вскоре гостиная заполняется домочадцами, соседями и ряжеными, которые привели с собой животных – козу и медведя.
Пока комедианты скоморошничают и поют частушки, Любовь Гордеевна и Дмитрий перешёптываются. Влюблённые украдкой целуются. Разлюляев делает замечание молодым людям. Но Гуслин заступается за Митю.
Приезжают Торцов и Коршунов. Купец прогоняет артистов и велит подавать закуски и шампанское. Африкан целуется с девушками. Гости уходят. Вслед за ними удаляются Гриша, Яша и Митя.
Фабрикант дарит дочери Торцова кольцо с бриллиантом и намекает на желание жениться на девушке. Любовь Гордеевна хочет уйти, но отец приказывает остаться. Купец объявляет, что намерен выдать дочь замуж за Африкана.
Действие третье
История разворачивается в кабинете Пелагеи Егоровны.
Семья Торцовых устраивает обед по случаю сговора о женитьбе Коршунова на Любови Гордеевне. Арину печалит предстоящее замужество девушки. В расстроенных чувствах Пелагея Егоровна велит подать в соседний зал большой самовар для гостей. В комнату заходит попрощаться Митя. Печальный приказчик собирается навсегда уехать к матери. Анна Ивановна, вызвавшись помочь купчихе по хозяйству, удаляется за купеческой дочерью.
Митя рассказывает Торцовой о своём несчастье. Вошедшей Любе приказчик предлагает тайно обвенчаться, но девушка не согласна выйти замуж без отцовского благословения. Молодой человек, простившись с женщинами, уходит.
В комнате появляется Африкан и просит Торцову оставить его наедине с Любовью Гордеевной. Старик описывает невесте выгоды от замужества за человеком в летах. Но когда девушка попросила рассказать о предыдущей супруге, фабрикант со злостью вспоминает женщину, умершую несколько лет назад. Затем Коршунов вновь принимает добродушный вид.
К беседующим виновникам «торжества» присоединяется Гордей Карпыч и хвалится, как устроил празднество на заграничный манер. В зале, куда переносятся угощения, собираются гости и домочадцы. Егорушка сообщает о прибытии Любима Карпыча.
Брат хозяина обвиняет Африкана в бесчестном поступке. Ведь именно Коршунову старик доверил управление оставшимися от наследства деньгами, отдал деньги без расписки, под честное слово. В результате фабрикант разбогател, а Любим стал нищим.
Разоблачённый капиталист отказывается жениться на Любови Гордеевне. Теперь московский богач желает, чтобы его просили стать мужем дочери Торцова. Но униженный купец объявляет, что отдаст дочь замуж за любого бедняка. В эту минуту возвращается Митя.
Приказчик берёт Любу за руку, молодые люди подходят к Гордею Карпычу для благословения. Оторопевший Торцов сначала хочет отказаться от данного обещания. Но все – и родственники, и гости – уговаривают отца согласиться на брак дочери и Дмитрия.
Литературоведы считают «Бедность не порок» одним из лучших сочинений А. Н. Островского. Однако краткое содержание не даст возможности ощутить богатство родной речи. Читать пьесы великого драматурга – значит испить от животворящего источника русского языка, который сейчас чрезмерно засорен бесполезной иностранной лексикой.
Если статья понравилась и принесла пользу в изучении русской литературы, то ставьте лайки. Своим мнение о прочитанном можно поделиться в комментариях.