Найти в Дзене
Андрей Сегеда

Возможно ли Причастие "онлайн?" Размышления на тему "Таинств на расстоянии"

Фотография "причастия-онлайн", Facebook-страница Игоря Саввы
Фотография "причастия-онлайн", Facebook-страница Игоря Саввы

В первой половине мая на Украине "священник" Игорь Савва из раскольнической структуры под названием "Православная церковь Украины" совершил "полноценную онлайн-литургию", во время которой предложил своим прихожанам поставить перед монитором хлеб и вино, которые он "освятит онлайн" и причаститься на дому Тела и Крови Христовых...

Понятно, что никакие священнодействия раскольников, не имеющих апостольского преемства и не находящихся в живой связи с каноническими Церквями, действительными не являются в принципе.

Но тут в дискуссию о возможности "Таинств на удалёнке" включился недавно запрещённый в служении протодиакон Андрей Кураев. В прошлом - известный миссионер и богослов.

Протодиакон предложил экстраполировать применённую в "ПЦУ" практику на каноническую Церковь. Желающих ознакомиться с его мнением по вопросу полностью - отсылаю в его блог в "Живом журнале".

Я же приведу цитаты,необходимые для дальнейших рассуждений, в сокращении:

"Нужно ли физическое соприсутствие для молитвы и чуда? - Христос исцелял и на расстоянии.

Итак, священник предлагает своим удаленным прихожанам: будьте моими руками. Вы берете хлеб, а я произношу молитвы (проскомидии и дальнейшие).

Может ли священник нечто освятить на расстоянии? Так при освящении, скажем, поля или космической ракеты священник не обходит все борозды или агрегаты, а кропит то, что "под рукой" (в случае освящения ракеты это оказывается как раз та ее часть, на которую наши космонавты по-гагарински потом мочатся перед стартом). Но считается, что священник облагодатствовал всё поле и всю ракету.

У священника во время "виртуальной" литургии на престоле обычный "агнец". Он сам молится и о нем, и сам от него себя же и причастит. Но если священник при фразе "... и на предлежащие дары сия" будет молиться и о том хлебе, что лежит на другом столе у его чад - что тут радикально меняющего ситуацию? Кстати, и на обычной Литургии при освящении даров священник физического контакта с ними как раз не имеет.

В общем, сама по себе эта идея не так богословски абсурдна, как кажется поначалу. Не надо торопиться с ее анафемой: жизнь разнообразна и впереди еще много страниц церковной истории.

Еще раз: изолированный мирянин перед видеокамерой ставит кусок хлеба и чашку вина. В это же время священник в храме (или там, где он разложит свой антиминс) начинает проскомидию, в своем уме и своей молитве держа не только предлежащий ему хлеб, но и тот, который "на удалении". Мирянин просто слушает молитвы священника. Может быть, иногда кадит (если у него есть такая возможность). А в итоге слышит от священника - "со страхом Божиим и верою приступите".

Убежден, что его переживания будут много глубже, чем на обычной службе".

К сожалению, позицию отца Андрея Кураева многие церковные спикеры коротко именуют "абсурдом" или "глупостью", но не пытаются опровергнуть её богословски, на основании Священного Предания Церкви.

А между тем сделать это необходимо, так как высказанная протодиаконом точка зрения смущает умы множества верующих не обнаруживающих в ней изъяна при поверхностном рассмотрении.

1. Может ли Бог спасти человека вообще без Таинств?

Может. Примером тому жития тысяч святых мучеников, которые в силу обстоятельств не смогли пройти через Таинство Крещения, но тем не менее считаются и являются не только членами Церкви Христовой, но и святыми.

Таким же примером может служить обетование "благоразумному разбойнику", который, вися на кресте рядом с Богочеловеком, исповедал Христа Богом. Он не принял крещения, не причащался, но Господь сказал ему: "Ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23:43).

Эти и подобные примеры спасения без Таинств не отменяют, однако, самих Таинств, которые установлены для нашего спасения Господом: "Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот во Мне живет, и Я в нем" (Ин. 6:56).

По слову Спасителя разбойник спасся без каких-либо таинств Церкви. Но не каждый из нас оказался распятым на кресте рядом с самим Богочеловеком. Поэтому для "благоразумного разбойника" - своё, персональное и исключительное обетование, а для нас - своё. И нам Таинства для спасения нужны.

2. Что мы знаем о чудесах Божиих?

Действительно, каждое из Таинств является чудом Божиим. И для Бога действительно нет ничего невозможного. Но из всех евангельских повествований мы также знаем, что Господь не является "фокусником" и не творит чудес без особенной необходимости, на потеху публике.

Если он, как намекает отец Андрей, и исцелил на расстоянии князя Авгаря или слугу сотника - то лишь в качестве исключения, в силу их великой веры, которую имеет не каждый. Спаситель сам удивлялся такой вере.

Из опыта Церкви мы знаем и о других исключительных случаях. Когда человека мог крестить мирянин, который за неимением воды мог даже осыпать голову крещаемого песком. Когда Евхаристию совершали, вместо гроба мученика или антиминса, на груди живого узника лагеря, используя за неимением вина клюквенный сок... И Дух Святой освящал такие Таинства в этих исключительных случаях.

Но! Из этих исключений не следует, что если мы сделаем их правилом нашей ежедневной жизни, Господь будет идти навстречу нашим лени, нерадению и апостасии.

Господь установил Евхаристию и впервые совершил её с апостолами в Сионской горнице именно находясь с ними лицом к лицу. А не, скажем, через некое видение.

Он непосредственно взял в руки хлеб, а затем и чашу с вином, благословил и преложил их в Свои Тело и Кровь. А не сказал принести с рынка "удалённо благословлённые продукты".

Апостолы и епископы предшествующих веков поступали также. Даже во времена гонений, когда собираться вместе верующим было столь же опасно, сколь и во время пандемии...

А отец Андрей Кураев, не спрашивая согласия Спасителя и без действительной для нас необходимости в этом, призывает расширить благодатные исключения до правила...

3. "Богословие фантазии"

Но богословская зыбкость позиции протодиакона состоит в том, что он призывает гипотетического священника "держать в уме не только предлежащий ему хлеб, но и тот, который "на удалении"". То есть, фактически, фантазировать во время совершения Таинства. Не иметь перед собой конкретный освящаемый Агнец, а "представлять его".

Мало того, что таким образом священник должен погрешать против Священного Предания, которое всячески разделяет фантазии и настоящую молитву, запрещает христианину воображать:

"Из всех сил нашей души именно к воображению диавол имеет особенную близость, используя его для прельщения человека... Все люди, которые когда-либо впадали в грех или прелесть, прельщались воображением" (прп. Никодим Святогорец);

"Воображение не творит образов без тайной бесовской силы" (прп. Григорий Синаит);

"Через воображение диавол влагает образы в душу, и человек становится орудием диавола: он так сдруживается с диаволом, что тот как бы вселяется в него, и человек становится как бы воплощенным диаволом" (свят. Иннокентий Херсонский).

Также, благодаря такой позиции Дух Святой призывается освятить не конкретную вещественную жертву, а некий фантом жертвы в сознании представляющего её священника.

А "Таинства освящения фантомов" или "Таинства освящения воображаемого" Церковь не знает.

Схожая практика уже увела от правильной молитвы и здоровой духовной жизни католиков, которые любят "представлять себе" Бога, Божию Матерь, святых, адские муки, райское блаженство и т.п. И впадают в прелесть бесов, опутанные своими грёзами.

А если священник имеет хорошее воображение и представит себе сразу весь хлеб на Земле? И всё вино? Он что, единым махом, за одной литургией призовёт Духа Святого на них все и все они станут Телом и Кровью Христовыми? А если священник будет "держать в уме" скажем, все деревья? А потом ярко и хорошо "представит себе", как они медленно превращаются в хлеба... Дорога "представлений" может так завести нас очень далеко...

Но всё же отец Андрей описал ситуацию, не совсем идентичную новациям "священника" Игоря Саввы. Он предложил вариант, когда священник не впрямую "представляет" находящиеся где-то хлеб и вино, а видит на экране у себя в храме реальное изображение Агнца который имеет перед собой дома верующий и на который устремлён взгляд вебкамеры. То есть, когда для фантазии не так много места.

И всё же, изображение находящегося где-то объекта, даже передаваемое без искажений, реальным объектом не является. Как не является полноценным общение с близким человеком по телефону или видеосвязи. Мы не чувствуем его запаха и тепла, не ощущаем его веса. Это суррогат общения, используемый нами за неимением возможности личной встречи. И в этом суррогате всё равно есть определённое место нашей фантазии. Нашему представлению.

Аналогично суррогатом будет являться и попытка призывания Духа Святого на дары посредством телекоммуникационных технологий. А суррогату не место в Таинствах. Если бы это было не так, Спаситель сам широко пользовался бы коммуникационными технологиями своего времени и не собирал в непосредственной близости от себя толпы учеников, а рассылал бы тысячи посланий с текстом.

Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!

Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!