Здравствуйте, уважаемые подписчики и любители рок - музыки 60-х. Как известно, в карьере каждого исполнителя или группы есть свои личные взлёты и падения. Случается и так, что одна пластинка может быть хуже другой или же наоборот - последующие записи не только приносят больше доходов и популярности, но и демонстрируют наиболее широкие музыкальные горизонты исполнителя. В этой заметке мы с вами рассмотрим несколько студийных альбомов классических коллективов, которые только подтверждают всё вышесказанное. Речь пойдёт не только о вторых номерных пластинках, но и последующих работах тоже.
The Doors - Strange Days (1967)
Если дебютный "The Doors (1967)" отчасти содержал в себе отголоски старого и доброго ритм-энд-блюза, то следующий релиз "Strange Days" можно отнести к самой мрачной и психоделичной работе музыкантов. 10 композиций и все в десятку. Величественная и завораживающая пластинка, которую просто нужно услышать и описывать этот шедевр бесполезно.
В отличии от первого альбома, вторая пластинка была записана на 8-канальном оборудовании (вместо 4-канального, использовавшегося для записи первого релиза). Благодаря этому группа получила некоторую дополнительную степень свободы, связанную с возможностью экспериментирования. Альбом обладает всей мощью и энергией первого, но является больше тонким, сложным и гораздо более загадочным. Каждая композиция легко откладывается в памяти и особенно финальный трек "When The Music's over", который делится на 5 повествовательных частей и длится почти 11 минут. Также не обошлось и без хитов: «People Are Strange, Moonlight Drive, Love Me Two Times» - одни из самых ярких песен в репертуаре The Doors.
Однажды, Джим Моррисон произнёс одну очень хорошую фразу: "Альбом должен быть похож на книгу — сборник рассказов, связанных друг с другом. В нём должно быть какое-то единое чувство и стиль». По-моему, всё сказанное Джимбо явно подходит под эту прекрасную пластинку. В 2012 году « Strange Days» занял 409 место в списке 500 лучших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone и "40 основных альбомов 1967 года".
Jefferson Airplane - Crown Of Creation (1968)
Четвёртый студийный релиз американской рок-группы Jefferson Airplane. Вместо нашумевшего и ставшего уже классическим альбома "Surrealistic Pillow (1967)" я всё же решил сделать акцент в сторону этого альбома, потому как считаю его не менее привлекательным и более интересным с музыкальной точки зрения. В коммерческом плане альбом не имел такого же успеха, как его знаменитый предшественник, но всё-таки был удостоен золотого статуса, а в наше время особенно ценится коллекционерами винила. За оригинальный американский релиз просят не мало, в финансовом плане.
Вокалистка Грейс Слик пишет для этого, как и для двух предыдущих релизов всего две песни, однако они, как и прежде, запоминаются сразу, поскольку выбиваются из общего ряда своей оригинальностью. Чего стоит вступительный трек "Lather" - история об ударнике группы Спенсере Дрейдене, рассказывающая о нём, как о взрослом мужчине, в душе который остался ребёнком. Грейс встает на его защиту, давая своему персонажу право дальше жить так, как хочет он, «улыбаться широкими детскими глазами».
Crown of Creation звучит значительно мрачнее трёх предыдущих дисков, особенно последнего (After Bathing at Baxter's), который был наполнен композициями о мире во всем мире и гармонии друг с другом. На этой пластинке практически нет ни одной жизнерадостной песни, а звучание становится более отстранённым, тексты наполняются глубиной и акцент на акустическое звучание направлен больше, чем на всех других альбомах группы. Большее внимание уделено экзистенциальным вопросам и темам, нежели социальным, которыми будет наполнен следующий альбом группы "Volunteers (1969)".
Cream - Disraeli Gears (1967)
Второй студийный релиз легендарного английского трио не просто затмил первый альбом своей яркой обложкой и более насыщенной музыкальной палитрой, но и удостоился большого признания спустя 50 лет после своего выхода. И тому подтверждение - 114 позиция в списке 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone и включение пластинки в "Зал славы Грэмми". Что касается дебютного альбома, то нисколько бы не хотел обидеть его индивидуальность, но второму релизу он явно отчасти проигрывает.
Disraeli Gears - идеальное подтверждение того момента, когда блюз стал психоделическим и, в свою очередь, приобрёл слегка тяжёлое звучание, а забойный рифф композиции "Sunshine of Your Love" до сих пор узнаваем и любим многими меломанами. На этой пластинке группа довольно сильно отклоняется от своих блюзовых корней и больше склоняется в сторону психоделических звуков, особенно это заметно на треке "Tales of Brave Ulysses". Также достойны внимания и другие композиции, такие как "Strange brew, Dance The Night Away, Swalabr, World of Pain" где красивая мелодика очень грамотно отражает эпоху кислотных настроений. Даже сам Джими Хендрикс не удержался от заимствования песни "SOYL" в своих концертных выступлениях.
Отличный рок-альбом, за который не должно быть стыдно его создателям и спустя полвека. И кто знает, чтобы ещё мы могли услышать, если бы так рано не закончилась история, в которой три выдающихся музыканта, на пике своих творческих возможностей, не смогли найти необходимый "взрослый" компромисс. Что и привело к их раннему распаду.
Jimi Hendrix Experience - Electric Ladyland (1968)
Как и в случае с Jefferson Airplane, мы пропустим не менее привлекательный и второй по счёту альбом Хендрикса "Axis: Bold As Love (1967)" и сразу перейдём к завершающей короткую дискографию группы Jimi Hendrix Experience, пластинке "Electric Ladyland", которая раскрыла всю ширину музыкального таланта Хендрикса.
Устав от длительных турне и слишком коротких композиций на своих двух предыдущих альбомах - Джими выдал свой самый импровизированный и концептуальный двойник. Альбом включает образцы каждого жанра музыки от психоделии («Burning Of The Midnight Lamp») до блюзового гитарного джема («Voodoo Chile»), рок-н-ролл в стиле 50-х («Little Miss Strange») и эпическую «A Merman I Should Turn to Be», которую можно рассматривать как ранний пример прогрессивного рока. Хендрикс также записал квер-версию «All Along The Watchtower» боба Дилана, которую многие (включая самого Дилана) называют лучшей версией этой композиции. Пространственные звуковые палитры композиций "…And the Gods Made Love, 1983 (A Mermaid I Should Turn to Be, "Moon, Turn the Tides… Gently, Gently Away“ демонстрируют неизведанную ранее глубину хендриксовского музыкального воображения. Революционные эксперименты со стереоэффектом, эхо - обработкой и техникой наложения поражают в 15-минутной „Voodoo Chile“ и „Rainy Day, Dream Away“. На этом диске Хендрикс явно находился в самом эпицентре урагана своего вдохновения и новаторства.
В 1998 году читатели журнала «Q» поставили «Electric Ladyland» на 22 место среди величайших альбомов всех времён. В 2002 году альбом занял восьмую позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала Classic Rock. Разумеется, для некоторых слушателей альбом с первого раза может и не быть воспринят должным образом, но после нескольких прослушиваний рождается совершенно другое отношение к этой записи.