Король Сонгцен Гампо – великий правитель Тибета, живший в 7 веке н.э. Вклад его в развитие тибетской культуры огромен: именно по его поручению отправился Тхонми Самбхота в Индию для разработки письменности тибетского языка (этот алфавит используется до сих пор), именно он «принес в Тибет буддизм», взяв в жены двух принцесс-буддисток из Китая и Непала, а затем инициировав переводы важнейших буддийских текстов.
Тибет в конце правления Сонгцена Гампо превратился в мощное единое государство. Недаром китайский император согласился отдать свою дочь в жены тибетскому царю – обычно «варварам» в жены китайских принцесс не отдавали. Кстати, успехом увенчалось не первое посольство сватов, лишь спустя 4-5 лет после первого предложения Вэньчэн отправилась в Тибет.
Всего жен у него было пять: две тибетки (из Центрального Тибета, мать будущего наследника царя и дочь правителя Шанг-Шунга), а также китайская, непальская и тангутская принцессы. Впрочем, последние две наиболее известны, их нередко изображают по двум сторонам от царя (непальскую справа, а китайскую – слева). Именно они привезли в Лхасу драгоценные дары, в том числе и статую Джово Будды, являющуюся и по сей день величайшим сокровищем Лхасы, именно для них строились храмы Джокханг и Рамоче, да и вообще нередко встречается мнение, что именно они принесли в Тибет буддизм. Сонгцен Гампо постепенно превратился в настоящего национального героя и истории о его жизни нынче перемешаны с мифами и легендами, его даже считают воплощением Бодхисаттвы Авалокитешвары. Его изображение нередко можно встретить и в храмах: обычно он носит усы и белый тюрбан с изображением Будды Амитабхи наверху и сидит на троне. Две его знаменитые жены часто изображаются рядом с ним.