Найти тему
Справочник кинопижона

Новая волна кино Торонто

Оглавление

Под словосочетанием "Новая волна Торонто" (Toronto New Wave) понимается группа молодых кинематографистов родом из Торонто, пришедших в кино в середине-конце 80-х. Они отвергали как предшествующее канадское кино, так и голливудский мейнстрим, а с учетом нехватки бюджетов (Канада - всё-таки не Голливуд) часто помогали друг другу, осуществляя техническую работу на съемках. Значительную роль в становлении Новой волны Торонто сыграло учреждение в 1986-м организации OFDC, которой была создана с целью поддержки в регионе собственного англоязычного кинематографа.

Стоит сказать, что несмотря на наличие в Канаде такой организации, как Telefilm Canada, которая должна была поддерживать киноиндустрию страны, как такового общеканадского кинематографа не существовало. В Канаде в 70-е, 80-е и 90-е было сразу несколько параллельных кинематографий. Было франкоязычное квебекское кино, ориентированное на Францию и прежде всего на Французскую Новую Волну. В середине 70-х появился такой феномен как кануэксплуатейшн, подразумевающий фильмы категории "Б", прежде всего хорроры, снимавшиеся в Канаде. В Манитобе НКО Winnipeg Film Group, помогающее молодым арт-режиссерам снимать кино, благодаря которому финансирование для своих ранних фильмов находили Гай Мэддин и Джон Пэйс.

Кино Торонто на этом фоне занимало место где-то посередине, более арт-хаусное, чем эксплуатационные работы, но далеко не такое экспериментальное, как фильмы из Квебека и Манитобы. Более всего работы режиссеров Новой Волны Торонто напоминали независимое американское кино 80-х и арт-мэйнстрим Голливуда (Дэвид Линч, братья Коэн, перебравшийся в Голливуд Кроненберг).

5 ключевых фильмов из Торонто

Поэзия в движении (Poetry in Motion), 1982, режиссер - Рон Манн

Документальный фильм, посвященный минималистской и авангардной американской поэзии. Из известных лиц в фильме присутствуют Аллен инзберг, Чарльз Буковски, Том Уэйтс и Уильям Берроуз.

Ближайший родственник (Next of Kin), 1984, режиссер - Атом Эгоян

-2

Дебютный фильм главного режиссера из Торонто Атома Эгояна снят за смешной бюджет в 37 тысяч канадских долларов. В фильме уже чувствуется специфическая атмосфера будушх шедевров Эгояна.

Танцующие во тьме (Dancing in the Dark), 1986, режиссер - Леон Марр

-3

Не путать с фильмом фон Триера. Малоизвестный сегодня фильм в момент выхода отправился в конкурс Каннского кинофестиваля, что для кино Торонто стало крупным событием.

Семейный просмотр (Family Viewing), 1987, режиссер - Атом Эгоян

-4

Второй фильм Эгояна. Естественное развитие тем и идей "Ближайшего родственника". Отличается большим бюджетом и лихо закрученным сюжетом. Начинается "Семейный просмотр" как (мело)драма, но ближе к финалу превращается почти в триллер.

Роли с текстом (Speaking Parts), 1989, режиссер - Атом Эгоян

-5

Третий фильм Эгояна и первый перед тем, как он перешел к крупным бюджетам и стал снимать в своих фильмах известных актеров. В "Ролях с текстом" можно увидеть влияние одновременно Роберта Олтмена и Дэвида Линча.

5 важных режиссеров из Торонто

Атом Эгоян - самый известный режиссер из Торонто, дебютировавший в 80-х, и единственный из всего поколения, каждый фильм которого попадает в конкурсы Венеции или Канн. Пришлось приложить усилия, чтобы вся статья не превратилась в разбор его фильмографии.

Рон Манн - один из зачинателей и вдохновителей Новой волны в Торонто. В отличие от коллег всегда работал в рамках документального кино, снимая исследования о популярной и не очень культуре Канады и США. В качестве режиссера снял фильм-портрет Роберта Олтмена, в качестве продюсера поучаствовал в съемках кинопортрета Стэна Бркиджа.

Брюс МакДональд - дебютировал в кино в 1985-м, но первую известность приобрел только в 90-х. Чередовал работу режиссера сериалов, включая культовый "Лексс", с постановкой авторских жанровых фильмов. Самый большой получил успех фильм 2008-го "Понтипул", созданный в уникальном жанре разговорного зомби-муви.

Джереми Подесва - начинал кинокарьеру в Торонто в середине 80-х, однако его фильмы не снискали особой популярности ни в момент выхода, ни спустя года. Неожиданно активизировался в начале 2000-х в качестве штатного режиссера сериалов HBO и не только: на его счету эпизоды сериалов "Рим", "Подпольная империя", "Игра престолов", "Ходячие мертвецы" и ряда других.

Дон МакКеллар - самый молодой из нововолновцев Торонто. Начинал как актер, снимаясь у МакДональда и Эгояна. В режиссуре дебютировал только в 1998-м году с необычным фильмом о конце света: "Последняя ночь", одну из ролей в котором исполнил Дэвид Кроненберг.