«Он не прячет своего лица!» – так говорят о благородном и честном человеке. А о персоне изворотливой и лживой говорят: «Он прячет лицо под маской». Это устоявшиеся схемы. Ну, по крайней мере, я понимаю их так.
Конечно, речь идет не о настоящей маске – карнавальной или как сейчас – медицинской. Это может быть маска благочестия, порядочности или скорби. Надеть маску – значит стать другим, обмануть, притвориться.
И вдруг мы все оказались в таком обществе, где нас обязали носить настоящие маски.
Мы что – все притворяемся? А кем? Законопослушными гражданами, верящими власти? Безропотными овечками? Или мы делаем вид, что верим в кошмарную эпидемию?
Знаете, о чем я хочу поговорить? Не о том, что я хочу или не хочу носить маску, что я бунтую и протестую. Отнюдь. Я хочу вместе с вами подумать вот над чем – почему нас заставляют скрывать лица? Причем нам это приказывают на законодательном уровне: сейчас во многих регионах есть указы и постановления, обязывающие жителей носить в общественных местах маски. То есть скрывать как минимум половину лица.
А что, если человек не хочет прятать лицо?
Да, нам внушают, что маски – это ради общего блага и безопасности. Но с другой стороны, выходит, что по умолчанию мы все считаемся опасными и «заразными». Без суда и следствия, то есть без анализов.
Мне кажется, это дико. Примерно как любого человека, который зашел в банк считать потенциальным грабителем. Или любого прохожего считать вандалом: а вдруг он сейчас достанет из рюкзака баллончик и напишет на свежепокрашенной стене неприличное слово. Совсем недавно человек в любой маске, а тем более в латексных перчатках, действительно вызвал бы подозрение.
Вам не кажется, что этот треклятый масочный режим если не унижает человека, то хотя бы ставит под подозрение. Априори выставляет его нечестным, неблагонадежным.
В средневековой Венеции, когда только зарождались карнавальные традиции, был запрет на ношение масок не в карнавальный период. Возможностью прятать лица и быть неузнанными пользовались грабители и насильники.
Кстати, в той же средневековой Европе, чтобы наказать и унизить преступника, на него надевали маску.
Оттуда видимо и пошло – раз в маске, значит, что-то с тобой нечисто.
Может, и с нами что-то нечисто? И мы все больны. Только чем?
Вам действительно нравится прятать лица?
К слову, у меня есть идея написать цикл познавательных статей про роль масок в культуре и искусстве. Одобряете?