Если взрослый человек не успевает за ребенком, и ребенок может сказать: «Да ну, дай я лучше сам сделаю, ты слишком долго разбираться будешь», - вы ощущаете как стремительно падает ваш авторитет в его глазах. А разве нет? Взрослого будут уважать, если он обладает знаниями, опытом, умениями, которых у ребенка нет. «Пап, сделай мне самолетик, чтобы он летал». «Мам, я правило не помню. Напомни мне, пожалуйста». А сейчас взрослый ощущает себя в некоторых вопросах мартышкой с очками: «То их понюхает, то их полижет»... Дети же все вопросы решают очень быстро и знают намного больше, чем мы в их возрасте.
Наши дети живут в другом, своем времени. Каждое новое поколение пользуется достижениями предыдущих. А у каждого из нас есть свой временной потенциал. Мы остро чувствуем эту границу: все, дальше уже не идем, застряли. Не можем понять, освоить, использовать – развитие остановилось. Трудно находиться в разных временных пластах.
Все вещи, которые нас окружают, являются своеобразными маркерами в сознании, впитывают особенности очень небольшого временного периода (причем он укорачивается пропорционально увеличению скорости технического прогресса). Вещь несет отпечаток эпохи, будь то вынутая из шкафа немодная кофточка, или старая модель Nokia. Смотрим, в руках вертим, ностальгируем. Вздыхаем… и выкинуть жалко.
«В ногу со временем» идти сложно. Кто-то споткнулся на компьютерах и новых гаджетах (дедушки, бабушки), кто-то долго воевал со всемирной паутиной, кто-то не принял общественные реформы, не сумел перестроиться и остался мысленно жить в прошлом веке.
Чему же нам учить детей, когда это они нас учат? Как завоевывать авторитет, если ты профан в сравнении с нынешним поколением?
Я вижу только два варианта:
Пытаться играть в догонялки и, расширяя собственные горизонты, доказывать ребенку, что ты в каких-то вопросах круче.
Или занять «вневременную» позицию, сказать: «Я в эти игры не играю». Но тогда нужно строить авторитет не на знаниях, умениях или опыте, а на ценностях, которым время не страшно, вечных.
А Вы пользуетесь авторитетом в глазах детей? На чем он строится?