Привет, Друзья!
В предыдущем обзоре я рассказывал про фильм "Дьявольский кузнец" и упомянул, что картина была выпущена компанией Netflix. Это меня навело на мысль, что стоит поговорить об одном из самых выдающихся проектов Netflix — сериале "Барыги" ("Narcos"). Да, это не фильм ужасов, но от этого становится даже страшнее.
Внимание! Несовершеннолетним, беременным, впечатлительным людям — смотреть сериал с осторожностью. В обзоре будут упоминаться запрещённые законом вещества. Не обойдётся и без бранных слов. В фильме никто не выскакивает из шкафа, не бегает по потолку и не вылезает из телевизора. Но в сериале много жестокости, насилия, крови и ругани, и употребляют всякие штуки, которые я вам пробовать не рекомендую.
Вы уже поняли по силуэту на постере, что сериал в основном посвящён истории жизни Па́бло Эми́лио Эскоба́ра Гави́рии — самого известного наркобарона 20-го века. Друзья, я не часто буду писать о сериалах, сериалы сжирают наше время, а талантливые сериалы — это зараза похлеще белого порошка от дона Пабло.
Фильм рассказывает про становление самой мощной преступной империи Латинской Америки — медельинского кокаинового картеля.
Кто такой Пабло Эскобар, и как он вообще дошёл до жизни такой? Малыш Паблито родился в семье фермера и школьной учительницы, рос на улицах Медельина. Медельин в то время не был респектабельным и безопасным городом. Воруя надгробия с кладбища, стирая надписи и перепродавая скорбные плиты, Пабло начал свой путь к вершине. Он сбывал сигареты, подделанные лотерейные билеты, марихуану. Потом Эскобар понял, что один в поле не воин, и сколотил свою шайку. Дела становились всё серьёзнее: угон автомобилей, рэкет, похищение людей. И казалось бы: ничем не выдающееся начало, вот-вот полиция возьмёт Пабло за выступающие части тела и упрячет его за решётку на долгие годы. Но это Колумбия... Один из главных героев сериала, агент Управления по борьбе с наркотиками (УБН) Стив Мёрфи, от лица которого и ведётся повествование, почти в самом начале фильма произносит важную фразу: "Магический реализм — это когда реалистичные события переплетаются с чем-то, во что трудно поверить, и неспроста магический реализм родился в Колумбии". Стив тут, конечно, немного перегнул: магический реализм родился задолго до образования государств Латинской Америки, благодаря верованиям индейцев еще доколумбовой эпохи. Но агент Мёрфи прав в том, что магический реализм в том виде, как мы воспринимаем его сейчас, ворвался в мировую культуру благодаря колумбийцу — писателю Габриэлю Гарсии Маркесу и его роману "Сто лет одиночества".
Руки сообразительному Эскобару, сам того не желая, развязал президент США Рональд Рейган: Рейган в начале своего срока бросил все силы государства на борьбу с "коммунистической угрозой", и никем не контролируемый наркотрафик в Северную Америку из Колумбии увеличился в десятки, если не в сотни, раз. Совпадение? Не думаю! Это магический реализм и невероятное сочетание событий. Видимо, Пабло искренне и горячо молился своим богам.
Эскобар очень рано осознал, что марихуана — дешёвый и тяжелый товар, издержки и риски слишком велики, овчинка, конечно, стоит выделки, но руно получается не золотое, а в лучшем случае бронзовое. А золотую медаль можно завоевать только подсадив крупнейший рынок сбыта — США — на белую отраву, на кокаин. Пабло организовывает мощную дилерскую сеть, посылая своих самых проверенных людей на Багамы, во Флориду, в Мексику, в Нью-Йорк. Этому предшествовало создание в 1976 году (Эскобару тогда не было даже 27 лет) медельинского кокаинового картеля. Главами картеля стали сам Пабло, братья Хуан Давид, Хорхе Луис и Фабио Очоа, Карлос Ледер (отвечавший за флоридское направление) и Хосе Гонсало Родригес Гача. Эти господа крепко взяли Колумбию за яйца горло и организовали все этапы тернистого преступного пути: поиск мест для плантаций, выращивание коки, производство кокаина в лабораториях, расположенных в засекреченных местах в джунглях, транспортировка наркотика по стране и на экспорт, запутанная чёрная бухгалтерия, витиеватая логистика, охрана членов картеля и товара, управление группами боевиков и наёмных убийц (сикарио) и так далее, и так далее... Глупо предполагать, что в такой богатой флорой стране, как Колумбия, существовал только один картель. Главным конкурентом медельинского картеля, занозой в жопе пятке для Эскобара сотоварищи, был картель Кали из одноимённого города. Другие мелкие и крупные игроки на этом рынке были слишком слабы или нерешительны. А медельинский картель вёл себя, как большевики в 1917 году: размахнись рука, раззудись плечо, мчимся вперед без страха и упрёка, сшибая преграды, невзирая на полицию, власти и внутренние противоречия. Картель искал полицейских, которых можно было подкупить, ловил политиков и судей на коррупции, переманивал на свою сторону. В общем, людям делали предложение, от которого невозможно было отказаться. Если шантаж не работал, то картель действовал по своему любимому принципу: "Plata o plomo" ("серебро или свинец"). Но мы должны осознавать, что подобная смелость хоть и города берёт, но в конце концов ведёт к краху: как бы ты ни был крут, насколько бы ни был отчаян и смел, но если ты не обладаешь полнотой административной власти, вынужден оставаться в тени, действовать исподтишка, то рано или поздно твоя звезда закатится, и на твоё место придут аккуратные люди в костюмах, ведь беспредельщиков никто не любит. Дон Пабло понимал это очень хорошо, хоть и отгонял от себя эту мысль. Еще в самом начале своей преступной карьеры Эскобар начал играть в народного заступника Робина Гуда: он строил дома для бедных ("кварталы Пабло Эскобара"), больницы и школы. На его деньги прокладывали дороги и возводили стадионы. Несчастные колумбийцы, привыкшие только к наплевательству властей, боготворили Пабло. А ведь что нужно для успешной партизанской или криминальной войны — полная лояльность местного населения. Пабло решил, что хватит оставаться в тени, пора стать членом конгресса Колумбии. И это было реально при такой народной поддержке.
Так, давайте отвлечёмся от истории и вернёмся к сериалу. Главные герои фильма, помимо самого Эскобара, агенты УБН Стив Мёрфи и Хавьер Пенья, Густаво Гавирия — кузен Пабло, шеф колумбийской полиции Орацио Каррийо, црушник Билл Стекнер, многочисленные члены семей героев и бойцы картеля.
Сериал основан на реальных событиях, но без художественных преувеличений не обошлось: часть героев является собирательным образом, некоторые события — выдумка. С одной стороны, снимать кино про Эскобара легко, ведь Пабло документировал и записывал на камеру основные вехи своей жизни. А с другой стороны, кино про Эскобара — это опасность для создателей. Ведь уже после выхода первого сезона Роберто де Хесус Эскобар (брат Пабло) заявил, что имена всех действующих лиц зарегистрированы, и компания Netflix должна выплатить ни много ни мало миллиард долларов отчислений:
"Их матерям стоило оставить их в утробе. Вот что говорили мы в Колумбии таким, как Netflix"
Почему именно миллиард, я не знаю, но эта семья вряд ли знает числа меньше. Ведь в эпоху расцвета медельинского картеля Пабло зарабатывал десятки миллионов долларов в неделю. И тратил тысячи долларов только на резинки для денег. Теневой бизнес подразумевает не красивые банковские расчёты, а наличные деньги. А денег было очень много, их складывали на чердаках, закапывали в пакетах и сундуках. Часть денег ели крысы, их портили черви и вода. В год Эскобар терял больше миллиарда из-за крыс и влажности тропической природы Колумбии, но считал эту цену вполне реальной, чтобы не выводить средства из теневого рынка. Возможно, эскобаровцы воровали деньги своего патрона, но очень сильно сомневаюсь, что у кого-то хватало на это духа. У Пабло можно было попросить и объяснить зачем. А крысятничество он никогда не прощал.
Как можно чисто и красиво легализовать такие огромные суммы? Помните, я говорил, что Пабло решил стать конгрессменом. И ему это удалось, это была хитрая афера, позвольте мне её не пересказывать, лучше посмотрите сами в фильме. Самое сложное в этом деле было то, что Эскобар был из самых низов общества. Да, кандидат от народа, но не высший свет. Колумбийское общество в те годы еще сохраняло налёт колониальной аристократичности, и такие люди как Пабло воспринимались как выскочки, нувориши, как купцы из бывших крестьян среди князей и графов. Но Пабло не разменивался на мелочи. Его целью было не место в конгрессе, ведь он считал, что у него есть только одна истинная возлюбленная (несмотря на жену и детей) — великая страна Колумбия.
И Пабло, как честный жених, должен стать супругом Колумбии — её президентом. Конечно, Эскобар не был наивным юнцом, это были не только искренние чувства (хотя в юности он наверняка мечтал только о благе для своей страны), это был ещё и брак по расчёту: президент не отвечает почти ни перед кем, управляет армией, на него не действует закон об экстрадиции наркобаронов в США. А закон этот очень тревожил Пабло и его партнёров по бизнесу. Роман с Колумбией был недолгим: кандидаты в президенты, прокуроры и ряд конгрессменов громко публично осудили Пабло и рассказали о его связи с миром криминала.
Стремясь к вершинам власти, Эскобар начал совершать непростительные ошибки. Уничтожая неугодных и неподкупных полицейских, политиков, прокуроров, он умудрился настроить против себя часть населения. Но самоуверенность и надменность наркобарона мешала ему видеть реальную ситуацию: он считал, что силы его безграничны, влияние простирается далеко за пределы Медельина, и само его имя заставляет трепетать конкурентов и врагов. Пабло при помощи своей террористической команды "Лос Экстрадитаблес" начинает полномасштабную войну против всей страны: сотни взрывов, расстрелы судей и копов, подрыв самолёта. И всё это для отмены закона об экстрадиции. То есть США поставили Эскобара на колени, заставили его дрожать только от одной мысли о выдаче его американскому правосудию.
Но хоть тушкой, хоть чучелком Пабло дополз до отмены закона об экстрадиции, пообещав отправиться в колумбийскую тюрьму. Ох, какая это была тюрьма: Ла Катедраль, спроектированная и построенная на деньги самого Эскобара. Да это и не тюрьма была, а курорт "всё включено": бар, сауна, бильярд, футбольное поле, клуб, ресторан. И всё для одного человека и его многочисленной охраны. Пабло согласился на тюрьму после гибели кузена Густаво Гавирии — самого верного Эскобару человека.
Но отсидел в своём роскошном заточении дон Пабло недолго: всего немногим более года. Причиной послужило вот что: Пабло заподозрил двух близких помощников в воровстве денег и разделался с ними: Эскобар к этому времени совершенно сошёл с ума от своей подозрительности. Эта информация дошла до правительства, и было решено обрезать крылья наркобарону и перевести его в правительственную тюрьму строгого режима. Дон Пабло бежал, и с этого момента он оказался совсем вне закона: без поддержки, почти без соратников и денег. Его преследовали со всех сторон: правительство, УБН, конкурирующие картели, военизированные группировки. Эскобар, опасаясь за свою семью, попытался отправить жену и детей в Германию, но после долгих переговоров правительство Германии не дало разрешение на въезд, и семья вылетела обратно в Колумбию. Потом жену и детей Пабло поселили в гостинице. Да, это была грязная игра со всех сторон. УБН прекрасно понимало, что нахождение семьи Эскобара вдали от Колумбии, развязало бы ему руки, он был как загнанная в угол крыса, и от него можно было ожидать любого отжига. К тому же, агенты УБН пытались вынудить Пабло звонить в гостиницу жене и детям, чтобы отследить звонок.
1 декабря 1993 года Пабло Эскобару исполнилось 44 года (ох уж эти добивающиеся своего Стрельцы по знаку зодиака). Как бы Пабло ни хорохорился, он понимал, что его игра уже сыграна. Время бесшабашных пиратов прошло, в затылок тяжело дышат наркобароны другой формации: интеллигентные и способные к переговорам. Вечером Эскобар гуляет по городу, удивляется тому, что никто его не узнаёт, разговаривает в своих мыслях с давно покойным кузеном, ест мороженое и мечтает о будущем.
А на следующий день, 2 декабря 1993 года, Пабло звонит в отель и разговаривает с женой и детьми больше пяти минут. Пабло вычислили и окружили. Впервые за долгие годы ужаса Колумбия смогла вздохнуть свободно...
В первой части обзора я кратко рассказал про 2 сезона сериала. Впереди — рассказ о третьем сезоне.
Налейте себе добрую порцию супа санкочо и стопку агуардиенте и наслаждайтесь.
Режиссёр: Жозе Падилья
Название фильма: "Барыги" ("Narcos"), 2 сезона по 10 серий, Netflix, 2015- гг.
Жанр: Триллер, Криминальная Драма