Найти тему

МОНДРИАН (публикую доклад моей дочери, так как это интересно)

«Описание и художественно-стилевой анализ произведения искусства XIX-XXI в.»

Свою работу я хочу посвятить одной из главных работ голландского художника Пита Мондриана (1872 – 1944), которая включает все главные изобразительные элементы основанного им неопластицизма - «Композиция С (№III) с красным, синим и жёлтым» 1935 года.

В «Композиции С (№III) с красным, синим и жёлтым» Пит Мондриан изобразил большой красный квадрат в левом верхнем углу, затем уравновесил его, разместив более «плотный», но меньших размеров синий квадрат в нижней части, чуть правее центра. Тонкий жёлтый прямоугольник в нижнем левом углу служит противовесом двум другим. Блоки белого цвета, хотя и «легче» цветных, зато занимают на холсте больше пространства, чем остальные три цвета, вместе взятые: так реализуется идея «равноценности». Ни один элемент не доминирует: всеобщее равенство на плоской поверхности, или, выражаясь не художественным языком, «единое игровое поле».

«Композиции С (№III) с красным, синим и жёлтым» - это «классический» Мондриан.Простой белый фон (как почти всегда) служит художнику универсальной и чистой основой для построения картины. На этот фон нанесена разреженная решётка- с помощью вертикальных и горизонтальных чёрных линий разной толщины. Мондриан стремился показать вечное движение жизни и с помощью этих чёрных линий, варьируя их толщину, он хотел передать это ощущение.

Чем тоньше линия, рассуждал он, тем быстрее глаз её «считывает», и наоборот: получается, ширина линии работает чем-то вроде педали газа и служит, таким образом, конечной цели – приданию картине «динамического равновесия».

Пит Мондриан считал себя учителем и толкователем, призванным объяснить человечеству смысл жизни. В годы творчества Мондриана термин «пластическое искусство» применялся лишь к живописи и ваянию и его видение было новым («нео») подходом к пластическому искусству («пластицизму»). Он чувствовал, что может разработать такую живопись, которая способна вместить всё, что человечество знает и чувствует в одну упрощённую систему, и тем самым погасит великие конфликты жизни. К этой мысли его подтолкнула кровопролитная Первая мировая война. Именно так возник «неопластицизм».

Идеи «неопластицизма» были сформулированы между 1914 и 1918 годами, покуда шла война. Художнику хотелось помочь обществу начать всё заново, с новой стартовой позиции, когда первичным является единство, а не индивидуализм. Его целью было «выразить пластически то «общее, что присуще всем вещам, а не то что, их разъединяет».

Мондриан пришёл к выводу, что для достижения этой цели придётся свести изобразительное искусство к его первоэлементам: цвету, форме, линии и пространству. А затем ради ещё большего упрощения представить элементы в самой чистой форме , ограничив выбор цвета тремя первичными – красным, жёлтым и синим, геометрические формы двумя – квадратом и прямоугольником, а линии использовать только прямые: горизонтальные и вертикальные, нанесённые чёрной краской.

Цветовой круг Иоханесса Иттена с треугольником основных цветов в центре
Цветовой круг Иоханесса Иттена с треугольником основных цветов в центре

Никаких попыток создать иллюзию глубины. С таким ограниченным набором выразительных средств Мондриан рассчитывал осмыслить жизнь, гармонично уравновесив все противоборствующие силы. Отказ от любых узнаваемых объектов крайне важен: не дело искусства копировать реальную жизнь, полагал Мондриан, ведь оно –часть этой реальной жизни, также как язык и музыка.

Равновесие, напряжённость и равенство – это для Мондриана всё. Его творчество – манифест, призывающий к свободе, единству и сотрудничеству. «Настоящая свобода, - говорил он, - это не взаимное равенство, но взаимная равноценность. В искусстве формы и цвета имеют разные характеристики и положение, но они равноценны».

В «Композиции с красным, жёлтым и синим», как и во всех абстрактных работах Мондриана начиная с 1914 года, горизонтальные и вертикальные линии выражают напряженность взаимоотношений между противоположностями: отрицательным и положительным, сознательным и бессознательным, духом и телом, мужским и женским, добром и злом, светом и тьмой, хаосом и гармонией. Эти взаимоотношения устанавливаются в точках пересечения или слияния координатных осей X и Y: так образуются квадрат или прямоугольник.

Как говорил Пит Мондриан, «неопластицизм утверждает справедливость, потому что равенство пластических средств в композиции показывает: каждый, несмотря на различия, может быть равным среди равных». Ни в одной работе голландского художника индивидуальные элементы не сливаются: они всегда самодостаточны. Нет ни наплывающих плоскостей, ни тональных переходов. Это потому, что Мондриан стремился к унификации взаимоотношений между отдельными элементами, а не к традиционному романтическому идеалу любви, когда двое сливаются в одно.

Именно всё это и выражено в «Композиции С (№III) с красным, синим и жёлтым».

Это не единственная подобная работа художника. Пит Мондриан на протяжении 20 лет создавал «картины-решетки», на которых изображены правильные линии и геометрические фигуры разных цветов. Всего эта серия насчитывает 70 работ, которым вместо названий присвоены порядковые номера.

Первой же работой, положившей начало этой серии, стала работа «Композиция с красным, синим и желтым» 1930 года.

В 1917 году Пит Мондриан встретился с ещё одним голландцем – художником, дизайнером, писателем Тео ван Дусбургом. Вместе они основали журнал «Де Стиль» в котором была изложена их философия. В отличие от предыдущих художественных направлений основатели «Де Стиль» с самого начала заявили о своих глобальных амбициях, опубликовав в 1918 году манифест на четырех языках. Ими двигало послевоенное желание начать всё заново: создать международный стиль, способный «служить формированию международного единства в Жизни, Искусстве и Культуре».

Как писал Мондриан, «Де Стиль» должен был запечатлеть «чистое творчество человеческого духа …выраженное чисто эстетическими взаимоотношениями, воплощёнными в виде абстрактных форм». Иными словами, речь шла о создании независимого направления в живописи вокруг мондриановских решётчатых композиций.

Природные формы надлежит «искоренить», провозглашал манифест «Де Стиль», как «мешающие чистому художественному выражению». Единственное что имеет смысл – создавать произведения, в которых достигается единство, реализуемое через взаимоотношения между цветом, пространством, линией и формой. Концепция, по мнению этих художников, применимая во многих других видах искусства, включая архитектуру и дизайн.

Одним из первых участников художественной группы «Де Стиль» стал Геррит Ритвельд, который фактически сделал живопись Мондриана трёхмерной. Именно основываясь на «Композициях с красным, синим и жёлтым» он сначала создал в 1923 году «Красно-синее кресло».

Красно-синее кресло Г.Ритвельд 1923 г.
Красно-синее кресло Г.Ритвельд 1923 г.

А затем он пошёл ещё дальше и в 1924 году спроектировал по принципам «Де Стиль» целый дом. «Дом Шрёдер» в Утрехте, названный так по имени заказчицы, богатой вдовы Трюс Шрёдер, которая поручила Ритвельду построить дом с фасадами, переходящими в интерьер, и без традиционного деления на комнаты. Этот дом - картина Мондриана внутри которой можно жить.

Дом Шрёдера Г.Ритвельд, 1924 г.
Дом Шрёдера Г.Ритвельд, 1924 г.

Интерьер дома продолжается в том же стиле неопластицизма. Стены раздвигаются и открывают огромные пространства, освещённые естественным светом, струящимся через множество огромных окон с цветными фанерными щитами вместо гардин: синими, красными и жёлтыми. Мебель состоит из плоских поверхностей, закреплённых на рамах под прямым углом. Даже деревянные перила построены с использованием горизонтальных и вертикальных брусков, окрашенных в чёрный цвет. В Доме Шрёдер нет ничего спроектированного без помощи угольника.

Интерьер Дома Шрёдера
Интерьер Дома Шрёдера

Сила «Композиции с красным, жёлтым и синим» Мондриана продолжала расширять своё влияние на мир архитектуры и дизайна.

Одним из самых ярых поклонников его таланта, был великий Ив Сен Лоран, именно его на создание коллекции осень-зима1965-1966 года, вдохновило абстрактное полотно «Композиция с белым, красным, желтым и черным». В этой коллекции были знаменитые платья «Мондриан» — простые платья без воротника и рукавов из трикотажного полотна, которые имели декор в виде крупных цветных клеток — «цитаты» из картин знаменитого художника, который в 1960-е гг. опять вошел в моду.

Платье «Мондриан» Ив Сен-Лоран, 1965 г.
Платье «Мондриан» Ив Сен-Лоран, 1965 г.

Творчество Пита Мондриана всегда вдохновляло дизайнеров одежды. Ещё в 1930-х годах французский дизайнер Лола Прусак использовала «принт Мондриана» для создания сумок и чемоданов Hermès. Позже картины художника неоднократно использовались в фотосессиях и коллекциях модных домов.

-7

В 2019 году, Hermès снова обращается к неопластицизму и, в рамках парижской недели моды, устраивает показ, декорациями к которому послужили разноцветные прямоугольники прямиком с картин Пита Мондриана. В новой коллекции осень-зима 2020 креативный директор Hermès Надеж Ване-Цыбульски отдала дань сочетанию цветов, которые Мондриан и другие участники движения «Де Стиль» провозгласили основными цветами неопластицизма — красному, синему и желтому.

Осень-зима 2020/2021 HERMES - READY-TO-WEAR
Осень-зима 2020/2021 HERMES - READY-TO-WEAR

И ещё образец:

Осень-зима 2020/2021 HERMES - READY-TO-WEAR
Осень-зима 2020/2021 HERMES - READY-TO-WEAR

В Москве в 2016 году открылась станция метро «Румянцево», отделку которой выполнили по мотивам работ Мондриана.

Станция метро «РУМЯНЦЕВО» Москва
Станция метро «РУМЯНЦЕВО» Москва

Такая популярность как ничто другое свидетельствует об успехе художественных принципов голландца. Он исповедовал философию «ничего лишнего» и хотел чтобы его искусство было несокрушимым, предельно безупречным, чистым и благородным. Он стремился победить «превосходство индивидуального» объединяющей концепцией, доступной для всех.

Как сказал Ив Сен-Лоран, Мондриан достиг «чистейшей живописи: тут больше уж ничего не добавить».

Все фото взяты из открытых источников и использованы в качестве иллюстраций.

Спасибо за просмотр и будет очень интересно Ваше мнение относительно данной работы!