«Описание и художественно-стилевой анализ произведения искусства XIX-XXI в.»
Свою работу я хочу посвятить одной из главных работ голландского художника Пита Мондриана (1872 – 1944), которая включает все главные изобразительные элементы основанного им неопластицизма - «Композиция С (№III) с красным, синим и жёлтым» 1935 года.
В «Композиции С (№III) с красным, синим и жёлтым» Пит Мондриан изобразил большой красный квадрат в левом верхнем углу, затем уравновесил его, разместив более «плотный», но меньших размеров синий квадрат в нижней части, чуть правее центра. Тонкий жёлтый прямоугольник в нижнем левом углу служит противовесом двум другим. Блоки белого цвета, хотя и «легче» цветных, зато занимают на холсте больше пространства, чем остальные три цвета, вместе взятые: так реализуется идея «равноценности». Ни один элемент не доминирует: всеобщее равенство на плоской поверхности, или, выражаясь не художественным языком, «единое игровое поле».
«Композиции С (№III) с красным, синим и жёлтым» - это «классический» Мондриан.Простой белый фон (как почти всегда) служит художнику универсальной и чистой основой для построения картины. На этот фон нанесена разреженная решётка- с помощью вертикальных и горизонтальных чёрных линий разной толщины. Мондриан стремился показать вечное движение жизни и с помощью этих чёрных линий, варьируя их толщину, он хотел передать это ощущение.
Чем тоньше линия, рассуждал он, тем быстрее глаз её «считывает», и наоборот: получается, ширина линии работает чем-то вроде педали газа и служит, таким образом, конечной цели – приданию картине «динамического равновесия».
Пит Мондриан считал себя учителем и толкователем, призванным объяснить человечеству смысл жизни. В годы творчества Мондриана термин «пластическое искусство» применялся лишь к живописи и ваянию и его видение было новым («нео») подходом к пластическому искусству («пластицизму»). Он чувствовал, что может разработать такую живопись, которая способна вместить всё, что человечество знает и чувствует в одну упрощённую систему, и тем самым погасит великие конфликты жизни. К этой мысли его подтолкнула кровопролитная Первая мировая война. Именно так возник «неопластицизм».
Идеи «неопластицизма» были сформулированы между 1914 и 1918 годами, покуда шла война. Художнику хотелось помочь обществу начать всё заново, с новой стартовой позиции, когда первичным является единство, а не индивидуализм. Его целью было «выразить пластически то «общее, что присуще всем вещам, а не то что, их разъединяет».
Мондриан пришёл к выводу, что для достижения этой цели придётся свести изобразительное искусство к его первоэлементам: цвету, форме, линии и пространству. А затем ради ещё большего упрощения представить элементы в самой чистой форме , ограничив выбор цвета тремя первичными – красным, жёлтым и синим, геометрические формы двумя – квадратом и прямоугольником, а линии использовать только прямые: горизонтальные и вертикальные, нанесённые чёрной краской.
Никаких попыток создать иллюзию глубины. С таким ограниченным набором выразительных средств Мондриан рассчитывал осмыслить жизнь, гармонично уравновесив все противоборствующие силы. Отказ от любых узнаваемых объектов крайне важен: не дело искусства копировать реальную жизнь, полагал Мондриан, ведь оно –часть этой реальной жизни, также как язык и музыка.
Равновесие, напряжённость и равенство – это для Мондриана всё. Его творчество – манифест, призывающий к свободе, единству и сотрудничеству. «Настоящая свобода, - говорил он, - это не взаимное равенство, но взаимная равноценность. В искусстве формы и цвета имеют разные характеристики и положение, но они равноценны».
В «Композиции с красным, жёлтым и синим», как и во всех абстрактных работах Мондриана начиная с 1914 года, горизонтальные и вертикальные линии выражают напряженность взаимоотношений между противоположностями: отрицательным и положительным, сознательным и бессознательным, духом и телом, мужским и женским, добром и злом, светом и тьмой, хаосом и гармонией. Эти взаимоотношения устанавливаются в точках пересечения или слияния координатных осей X и Y: так образуются квадрат или прямоугольник.
Как говорил Пит Мондриан, «неопластицизм утверждает справедливость, потому что равенство пластических средств в композиции показывает: каждый, несмотря на различия, может быть равным среди равных». Ни в одной работе голландского художника индивидуальные элементы не сливаются: они всегда самодостаточны. Нет ни наплывающих плоскостей, ни тональных переходов. Это потому, что Мондриан стремился к унификации взаимоотношений между отдельными элементами, а не к традиционному романтическому идеалу любви, когда двое сливаются в одно.
Именно всё это и выражено в «Композиции С (№III) с красным, синим и жёлтым».
Это не единственная подобная работа художника. Пит Мондриан на протяжении 20 лет создавал «картины-решетки», на которых изображены правильные линии и геометрические фигуры разных цветов. Всего эта серия насчитывает 70 работ, которым вместо названий присвоены порядковые номера.
Первой же работой, положившей начало этой серии, стала работа «Композиция с красным, синим и желтым» 1930 года.
В 1917 году Пит Мондриан встретился с ещё одним голландцем – художником, дизайнером, писателем Тео ван Дусбургом. Вместе они основали журнал «Де Стиль» в котором была изложена их философия. В отличие от предыдущих художественных направлений основатели «Де Стиль» с самого начала заявили о своих глобальных амбициях, опубликовав в 1918 году манифест на четырех языках. Ими двигало послевоенное желание начать всё заново: создать международный стиль, способный «служить формированию международного единства в Жизни, Искусстве и Культуре».
Как писал Мондриан, «Де Стиль» должен был запечатлеть «чистое творчество человеческого духа …выраженное чисто эстетическими взаимоотношениями, воплощёнными в виде абстрактных форм». Иными словами, речь шла о создании независимого направления в живописи вокруг мондриановских решётчатых композиций.
Природные формы надлежит «искоренить», провозглашал манифест «Де Стиль», как «мешающие чистому художественному выражению». Единственное что имеет смысл – создавать произведения, в которых достигается единство, реализуемое через взаимоотношения между цветом, пространством, линией и формой. Концепция, по мнению этих художников, применимая во многих других видах искусства, включая архитектуру и дизайн.
Одним из первых участников художественной группы «Де Стиль» стал Геррит Ритвельд, который фактически сделал живопись Мондриана трёхмерной. Именно основываясь на «Композициях с красным, синим и жёлтым» он сначала создал в 1923 году «Красно-синее кресло».
А затем он пошёл ещё дальше и в 1924 году спроектировал по принципам «Де Стиль» целый дом. «Дом Шрёдер» в Утрехте, названный так по имени заказчицы, богатой вдовы Трюс Шрёдер, которая поручила Ритвельду построить дом с фасадами, переходящими в интерьер, и без традиционного деления на комнаты. Этот дом - картина Мондриана внутри которой можно жить.
Интерьер дома продолжается в том же стиле неопластицизма. Стены раздвигаются и открывают огромные пространства, освещённые естественным светом, струящимся через множество огромных окон с цветными фанерными щитами вместо гардин: синими, красными и жёлтыми. Мебель состоит из плоских поверхностей, закреплённых на рамах под прямым углом. Даже деревянные перила построены с использованием горизонтальных и вертикальных брусков, окрашенных в чёрный цвет. В Доме Шрёдер нет ничего спроектированного без помощи угольника.
Сила «Композиции с красным, жёлтым и синим» Мондриана продолжала расширять своё влияние на мир архитектуры и дизайна.
Одним из самых ярых поклонников его таланта, был великий Ив Сен Лоран, именно его на создание коллекции осень-зима1965-1966 года, вдохновило абстрактное полотно «Композиция с белым, красным, желтым и черным». В этой коллекции были знаменитые платья «Мондриан» — простые платья без воротника и рукавов из трикотажного полотна, которые имели декор в виде крупных цветных клеток — «цитаты» из картин знаменитого художника, который в 1960-е гг. опять вошел в моду.
Творчество Пита Мондриана всегда вдохновляло дизайнеров одежды. Ещё в 1930-х годах французский дизайнер Лола Прусак использовала «принт Мондриана» для создания сумок и чемоданов Hermès. Позже картины художника неоднократно использовались в фотосессиях и коллекциях модных домов.
В 2019 году, Hermès снова обращается к неопластицизму и, в рамках парижской недели моды, устраивает показ, декорациями к которому послужили разноцветные прямоугольники прямиком с картин Пита Мондриана. В новой коллекции осень-зима 2020 креативный директор Hermès Надеж Ване-Цыбульски отдала дань сочетанию цветов, которые Мондриан и другие участники движения «Де Стиль» провозгласили основными цветами неопластицизма — красному, синему и желтому.
И ещё образец:
В Москве в 2016 году открылась станция метро «Румянцево», отделку которой выполнили по мотивам работ Мондриана.
Такая популярность как ничто другое свидетельствует об успехе художественных принципов голландца. Он исповедовал философию «ничего лишнего» и хотел чтобы его искусство было несокрушимым, предельно безупречным, чистым и благородным. Он стремился победить «превосходство индивидуального» объединяющей концепцией, доступной для всех.
Как сказал Ив Сен-Лоран, Мондриан достиг «чистейшей живописи: тут больше уж ничего не добавить».
Все фото взяты из открытых источников и использованы в качестве иллюстраций.
Спасибо за просмотр и будет очень интересно Ваше мнение относительно данной работы!