В «Доктора Кто» я влюбилась совсем недавно, зато безоговорочно и, похоже, надолго. Эра Рассела Т. Дэвиса стала для меня едва ли эталоном того, как должен выглядеть сериал: да, наивно, да, дешевые спецэффекты из девяностых, да, некоторые эпизоды похожи на бред (да, «Любовь и монстры», я о тебе), но в этом было особое очарование.
И, говоря об эре РТД, я не могу не упомянуть «Полночь». Среди фанатов принято выделять «Не моргай», и это действительно неплохой триллер, а Плачущие Ангелы стали символом сериала наравне с далеками и синей будкой, но... на один раз. В конце концов, с чужеродными «монстрами недели» зритель сталкивается регулярно. Дэвис предлагает взглянуть на монстров, которые окружают нас всю жизнь: на людей. На обычных людей, которые оказались в непривычных обстоятельствах.
На первый взгляд, «Полночь» — типичный бутылочный эпизод «Доктора Кто», снятый в двух-трех декорациях по вине самого страшного врага Доктора — нехватки бюджета. Но только на первый взгляд.
Донна остаётся отдыхать в инопланетном СПА, потому что даже опытным путешественников во времени и пространстве нужно расслабиться, а Доктор отправляется на поиски приключений на неназываемую часть тела. Точнее, на экскурсию по планете, где солнце — смертоносный лазер. «Что может случиться?». Действительно, что?
У Доктора талант притягивать неприятности. Изначально безопасная экскурсия (насколько только может быть безопасно на планете, которая убивает за несколько секунд) идёт не по плану, и группа напуганных людей оказывается заперта в тесном пространстве, а извне, из мёртвой алмазной долины, приходит нечто без лица и голоса...
Дэвис, вообще-то, гуманист. И, как это часто бывает с гуманистами, очень хорошо, возможно, лучше многих, понимает тёмную сторону человека.
В первые пятнадцать минут нам дают познакомиться со всеми действующими лицами. Самовлюблённый профессор Хоббс (Дэвид Траутон), обязанный своей фамилией Томасу Гоббсу, автору знаменитого «Человек человеку — волк», и его немного наивная и неуверенная, но сообразительная ассистентка Диди (Айша Антуан). Предпринимательница Скай Сильвестри (Лесли Шарп), недавно разведённая, одинокая, вынужденная бежать от бывшей супруги на другую планету. РТД утверждал в одном из комментариев к эпизоду, что Скай прилетела на Полночь, чтобы покончить с собой.
Ну и куда на любой экскурсии без нормального, среднестатистического семейства? Восторженная домохозяйка Вал Кейн (Линдси Колсон), её недалёкий, но очень гордый собой (в конце концов, кто оплатил эту поездку?) супруг Биф (Даниэль Райан) и сын Джетро (Колин Морган), типичный подросток, для которого экскурсия с родителями — особый род пытки.
Среди героев нет плохих людей, нет вселенского зла. Все они по-своему очаровательны, у каждого есть своя история, будь это трагическое расставание со второй половинкой, одержимость планетой или повторяемая из раза в раз байка отца семейства. А потом появляется нечто невидимое, неосязаемое и чужеродное, и призрачная идиллия мгновенно разрушается.
И вот люди, казалось, сблизившиеся за время поездки, превращаются в пусть маленькую, но агрессивную и озлобленную толпу, ради мнимой защиты готовую линчевать кого угодно, хоть одержимую неизвестной сущностью женщину, хоть незнакомца, вставшего на её защиту. И всё это происходит в течение какого-то часа. За час люди — потрясающие, удивительные люди, которыми так восхищается Доктор — умудрились возненавидеть друг друга и убить двоих.
Казалось бы, первое правило инопланетных контактов: если оно не кажется агрессивным, отойди подальше, не трогай и жди тех, кто разбирается в пришельцах. Но паникующая толпа в последнюю очередь думает о всеобщей безопасности, и с удовольствием обвинит любого, кто попытается воззвать к разуму и рациональности. Оно же неизвестное, а значит, опасно само по себе, из-за одного только факта существования!
И тем страшнее смотреть на полную беспомощность Доктора. На протяжении трёх с половиной сезонов ньюскула он справлялся с, казалось бы, невозможными ситуациями, ему всегда доверяли почти безоговорочно... и вот непобедимый герой, Надвигающийся Шторм, Разрушитель миров и обладатель прочих пафосных титулов, едва не стал жертвой кучки напуганных людей.
«Полночь» ловко превращает все сильные стороны Доктора в слабости. Он слишком умный, слишком привычный к контактам с новыми формами жизни, и потому слишком подозрительный. Нет рядом Донны, которая могла бы вступиться, остановить Доктора, когда он начинает вести себя совсем уж инопланетно. Доктор один на один с людьми... и люди предают его веру в человечество. Ещё один шаг на пути к неизбежному безумию «Вод Марса» и Повелителю-Победителю времени.