Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

Беспорядки в Миннеаполисе из-за чернокожих происходили уже 160 лет назад

Оглавление

В связи с происходящими беспорядками в Миннеаполисе из-за "непредумышленного" убийства чернокожего полицейским, я решил копнуть историю этого американского города, чтобы порадовать читателей и подписчиков канала любопытными фактами, когда город был на самой границе освоенных земель.

К сожалению 170-летняя история Миннеаполиса подобна американской жевательной резинке. Сначала яркий вкус, пока на этой местности еще "водились" индейцы, а потом сплошная резина местечковых хозяйственных и политических споров, развития инфраструктуры и промышленности.

Однако, есть один любопытный исторических факт, когда население Миннеаполиса столкнулось в жарком споре из-за одной несчастной негритянки перед самым началом Гражданской войны во время президентской кампании 1860. В городе гостило много южан, причем некоторые из них приехали со своими черными рабами.

Объект для демонстрации дела свободы

Штат Миннесота, где расположен Миннеаполис, это северный штат США и рабство в нем было запрещено. Группа активных граждан и ярых анти-рабовладельцев - В. Д. Бэббит, Ул. С. Кинг и Ф. Р. Э. Корнелл, призвали провести «демонстрацию в помощь делу свободы» и проинформировать рабов о их правах.

Объектом "демонстрации" стала чернокожая рабыня по имени Элиза Уинстон, примерно 30 лет. Она была вдовой свободного негра из Теннесси, уехавшего и сгинувшего в африканской Либерии. После его смерти, осталась лачуга и участок земли в Мемфисе. Однако, Элиза не могла вступить в наследство, так как по закону штата Теннесси раб не мог владеть частной собственностью.

Элиза Уинстон, фото 21 августа 1860 года
Элиза Уинстон, фото 21 августа 1860 года

Сама Элиза была рабыней богатого плантатора полковника Кристмаса из Мемфиса, которому она досталась в качестве оплаты по частному займу. Полковник определил ее в качестве "домашнего негра" к своей любовнице и внебрачному ребенку.

Элиза была очень привязана к своей хозяйке и малышу, и единственное, что ее угнетало был факт, то что она не может получать арендную плату с недвижимости покойного мужа. Хотя сама признавала, что если она ее получит, то "потратит очень глупо".

В июле 1860 года Кристмас перевез свою пассию в Миннесоту, так как женщина очень плохо переносила южное, жаркое и влажное лето. Несколько недель полковник жил со своей семьей и с Элизой в качестве прислуги на даче у озера Харриет.

Рабыня спросила жену негра-парикмахера, нет ли в Миннеаполисе белых людей, которые помогли бы ей обрести свободу. Жена парикмахера посоветовалась с белой женщиной, и очень скоро Бэббитт, Кинг и их соратники собрались с оружием в руках, чтобы, как выразился Кинг, «избавить своего товарища от рабства».

Карикатура на противостояние Юга и Севера. Плантатор сидит на тюке с надписью "Хлопок, янки-промышленник на мешке с надписью "Кукуруза"
Карикатура на противостояние Юга и Севера. Плантатор сидит на тюке с надписью "Хлопок, янки-промышленник на мешке с надписью "Кукуруза"

20 бесстрашных аболиционистов

18 августа 1860 года окружной судья Вандербург через заместителя шерифа Ричарда Страута выдал Бэббитту судебное решение, о доставке Элизы Уинстон в суд города Миннеаполиса. Около 20 человек с помпой и показухой решили продемонстрировать свое усердие в «деле свободы». Они с ног до головы обвешались оружием, сами себя назначили помощниками правосудия и примкнули к заместителю шерифа, когда тот отправился на озеро Харриет, чтобы вручить ордер.

В то время полковник Кристмас находился в Миннеаполисе, и гарнизон "гнезда рабовладельцев" состоял из больной "миссис Кристмас", ее маленького ребенка и служанки Элизы. Поэтому отважный отряд помощников дела свободы смело шел вперед, не ожидая неприятностей.

Кристмаса неоднократно предупреждали доброжелатели, что его рабыню хотят освободить местные борцы с рабством. Но единственное, что он предпринял, так это сказал Элизе, что ее преследуют страшные «аболиционисты». Если она увидит подозрительных типов, шатающихся возле дома, то пусть бежит в овраг на заднем дворе.

Эта сложная политическая карикатура представляет разногласия между аболиционистами, изображенными слева, и сторонниками федерального Закона о беглых рабах 1850 года, изображенными справа. Законодательство 1850 года было разработано для усиления Закона о беглых рабах 1793 года. Оба закона, среди прочего, обязывали свободные штаты возвращать беглых рабов их владельцам.
Эта сложная политическая карикатура представляет разногласия между аболиционистами, изображенными слева, и сторонниками федерального Закона о беглых рабах 1850 года, изображенными справа. Законодательство 1850 года было разработано для усиления Закона о беглых рабах 1793 года. Оба закона, среди прочего, обязывали свободные штаты возвращать беглых рабов их владельцам.

Два или три раза она проделывала этот трюк, побежала и в этот раз, но была настигнута зам.шерифа и его внушительным отрядом. Под безумные крики ликующей толпы Элизу доставили в Миннеаполис к судье Вандербургу. Для 10-ти тысячного Миннеаполиса это было "процессом века" и в зал окружного суда набилось полно народу.

Элизу Уинстон и всех граждан Миннеаполиса, ратовавших за освобождение рабыни, представлял адвокат мистер Корнелл, ярый член республиканской партии, бывший когда-то не менее ярым членом демократической партии (именно демократы стояли за сохранения рабства в США).

Честь и права противной стороны отстаивал адвокат по фамилии Фримен из Миссисипи. Как было сказано выше зал суда был наполнен шумной, крикливой толпой. Настоящим островком спокойствия среди криков и суеты оставался полковник Кристмас, даже его противник мистер Кинг, редактор "Атласа Миннеаполиса" признавал это, написав в газете - "вел себя как истинный джентльмен во время всего процесса".

Недолгий процесс

Толпа жаждала зрелищ, все сидели в предвкушении, что сейчас Корнелл, талантливый адвокат и красноречивый оратор, размажет южанишку по стенке силой своих слов и доводов. Но Корнелл обыденным тоном пробубнил закон штата Миннесоты о запрете рабства и сел на свое место.

Фримен, адвокат полковника Крисамаса, тут же заявил, что согласно решения федерального суда по делу Дреда Скотта 1857 года Элиза должна быть возвращена своему хозяину, поскольку она лишь временно находилась на свободной территории и поэтому не имела права на абсолютную свободу.

Зарисовка из зала суда по делу Дреда Скота, 1857 год
Зарисовка из зала суда по делу Дреда Скота, 1857 год

Судья Вандербург очень быстро решил проблему. В нескольких предложениях он рассказал Элизе, что по закону штата Миннесота она не рабыня, и может свободно идти куда угодно и с кем ей хочется. Когда судья стукнул молотком, подтвердив свое решение, среди зрителей началось некоторое оживление, а полковник Кристмас подошел к своей бывшей рабыне.

Полковник Кристмас любезно поговорил с Элизой и спросил ее, не хочет ли она вернуться в дом на озере Харриет и позаботиться о своей бывшей хозяйке, пока та не выздоровеет, «и тогда вы можете уйти, если хотите», - сказал полковник.
«Тебе не нужно идти, если ты не хочешь», - крикнул один из ее спасателей. Тогда Элиза ответила: «Да. Я вернусь, но не сегодня; я выйду завтра». Полковник снова сказал: «Хорошо, приходите, когда пожелаете, или не приходите вообще, если не хотите». Затем он вручил ей десять долларов и сказал, что, если она хочет больше денег, то она знает, где их можно получить.
Затем он попрощался с ней и небрежно ушел прочь. Южный друг крикнул: «Ну что же, Полковник, вы потеряли своего ниггера», на что полковник по-философски ответил: «Да, я тоже так считаю, но у меня осталось их гораздо больше, так что все в порядке». St. Anthonv Express. 20 августа 1860 г.

Элизу окружила толпа ее спасателей и добросердечных граждан, ее вывели из суда и посадили в экипаж, который увез ее в дом мистера Бэббита, где она обрела временное убежище.

Тем временем Билл Кинг, самодовольный и мнящий себя апостолом борьбы за свободу, а также редактор «Атласа», ходил по залу суда. Его дородное лицо горело довольством и гневом, который был направлен против любого пособника рабства в Миннесоте. При этом он размахивал тяжелой тростью, как будто хотел вышибить мозги воображаемому противнику. (Atwater's Hist., Vol. 1. p. 100.)

Бизнес есть бизнес

Противники рабства были счастливы. А между тем владельцы гостиниц и магазинов и других граждан города, зависящих от притока денежных средств приезжих, заявили, что Элиза чувствовала себя у полковника вполне комфортно.

Действия Кинга и Бэббита с компанией могут подорвать доверие южных туристов к Миннеаполису, куда они часто приезжают со своими черными слугами-рабами, и рассчитывают вернуться с ними же обратно. Злобные аболиционисты в своей слепой ярости лишат город притока "хороших золотых денег", а ведь город до сих пор не оправился от последствий финансовой Паники 1857 и 1859 годов.

Миннеаполис, гостиница Дом Уинслоу, 1865 год. Популярное место для остановки южан со своими рабами в 1860 году
Миннеаполис, гостиница Дом Уинслоу, 1865 год. Популярное место для остановки южан со своими рабами в 1860 году

Дело приняло неприятный характер. После полуночи несколько десятков молодых мужчин и юношей явились к дому Бэббита и стали кричать:

Любители ниггеров! Любители ниггеров! Оставьте эту ниггершу в покое - она ​​хочет вернуться домой!

Ночные хулиганы ограничивались криками и матерными словами, но Бэббит и все кто помогал "охранять" Элизу были не на шутку встревожены. Опасаясь, что «толпа», как они называли молодых бездельников, насильно заберет Элизу, спасатели перевезли ее поздно ночью в другое убежище.

Бедная негритянка была вне себя от тревоги, беспокойства и растерянности. Она умоляла своих «защитников» «освободить ее», чтобы она могла вернуться к своей хозяйке. Элиза была в полной уверенности, что по пути ее захватят и убьют сторонники рабства.

Жители Миннеаполиса, выступавшие против рабства, превосходили по численности прорабовладельческих граждан пять к одному. Поэтому реально ни Бэббиту, ни Кингу ничего не угрожало. Но Кинг, накрутив себя и своих соратников, вообразил, что сегодняшней ночью "толпа" придет жечь типографию "Атласа".

Кинг и огромное количество его друзей, вооруженных винтовками и револьверами, и тому подобным оружием, всю ночь охраняли типографию, поклявшись до последней капли крови защищать "оплот свободы". В то время как «враги», поджигатели из «когорты рабства» крепко спали в своих постелях - ни один из них не предполагал поджога или какого-либо насилия.

Конец истории

Через несколько дней Элиза была отправлена в Канаду, где она оставалась в Виндзоре, Онтарио, около двух месяцев, а потом вернулась в Детройт. Почему именно в Канаду, а не в Северные Штаты,объяснить невозможно. Из Детройта она написала письмо своим белым друзьям в Миннеаполис.

В нем она просила прислать ее документы на освобождение от рабства и некоторую сумму денег, достаточную, чтобы добраться до Мемфиса и вступить в наследство мужа, там она может получить работу от белых людей за 15$ в месяц или же вернуться к своей бывшей хозяйке - любовнице полковника Кристмаса.

Карикатура Эдварда Уильямса Клэя,1839 год. "Объединение на практике"  Серия карикатур иллюстрировала страхи многих белых американцев, которые верили, что освобождение рабов приведет к опасному смешению рас.
Карикатура Эдварда Уильямса Клэя,1839 год. "Объединение на практике" Серия карикатур иллюстрировала страхи многих белых американцев, которые верили, что освобождение рабов приведет к опасному смешению рас.

Белые друзья из Миннеаполиса испытали настоящее отвращение к этому письму, отказались прислать деньги и оставили бедную негритянку один на один со своими бедами. Впоследствии стало известно, что незадолго до начала гражданской войны Элиза добровольно вернулась к" миссис Кристмас" и, предположительно, в рабство.

Во время освобождения Элизы Уинстон в Миннеаполисе находилось немало других рабов, все они преданно служили своим хозяев, но аболиционистов не было ни сил, ни желания их освобождать. Элизы Уинстон им хватило.

Источник: Сборник историй и биографий Миннеаполиса и округа Хеннепин, Миннесота / Р.И. Холкомб, 1914 год.