Найти в Дзене
Тезаурус

Преимущества читающих детей

Оглавление

Во время карантина помогал я племяннику с литературой. Изложение, сочинение, ОГЭ. Брат попросил немного позаниматься с сыном, помня, как я его дочке с сочинениями помог разобраться.

  • Нужно сказать, что до того он нанимал ему репетиторов, разговаривал с учителями, но у мальчика всё равно оставались проблемы.

Уточню, что у меня нет опыта преподавания школьного методического материала. Так же я профессионально не занимаюсь вопросами детской психики и воспитания. Поэтому шаг брата, скорее, от отчаяния - трудно признать сына тупицей, которому не помогают дипломированные специалисты за не такие уж и маленькие деньги. 

  • Но, если не помогают одни методы, возможно помогут другие — это правильная стратегия.

Как только начал занятия, сразу обнаружил проблемы, которые мешали подростку правильно усваивать материал и даже условия задачи. 

  • Скорее, это проблема целого поколения, а то и нескольких - “клиповость” мышления. 

Главного виновника называют многие специалисты - лавинообразный поток информации, который льётся из телевизора, компьютера, смартфона. Он отупляет, приучает хорошо воспринимать, но не обрабатывать информацию.

  • Но почему-то специалистами не называется практическое решение, а именно - правильно выстроенное образование. Плохое лишь вредит, закрепляя негативные паттерны.

В частности, у племянника, я обнаружил совершенно отвратительное преподавание литературы в школе.

  • У меня создалось впечатление, что учителя сами не понимают, зачем требуется этот предмет. А кто понимает - задыхается в предложенной программе.

Попробую читателям кратко объяснить преамбулу.

Нейроны - особенные клетки в организме человека. Они не воспроизводятся.

  • При рождении ребёнок обладает гораздо большим количеством нейронов, чем любой взрослый.

В процессе обучения и формирования мозга, нейроны начинают выстраивать между собой связи. Связи образуются при взаимодействии ребёнка с окружающей средой, с теми задачами, что ему приходиться в ней решать. Двигательные функции, речь, эмоции, восприятие и реакции взаимодействия - всё определяет связи.

  • Если нейроны не задействованы в формировании связей, они угнетаются и отмирают. Таким образом, уменьшается их количество - организм решает, что они не нужны. Связано это с высокой энергозатратностью нервных клеток.

Можно заметить, что более умные дети менее физически развиты — это следствие перераспределения энергозатрат. И, напротив, дети, имеющие успехи в физкультуре, сложнее воспринимают точные науки.

  • В любом случае, физическая активность начинается у детей раньше, основное количество нейронов сосредоточено в мозжечке, служит двигательным функциям, ориентации и процессам жизнедеятельности органов тела. За мыслительную деятельность, включая подсознание, отвечает около 5% “серого вещества”.

Забудьте о фантазиях, что можно “включить” остальные проценты мозга и приобрести суперспособности - всё уже задействовано, а от лишнего организм избавился.

  • Нужно ли говорить, как важно обучение у детей и подростков - они сохраняют большее количество нейронов, которые затем смогут применять для решения более сложных и разнообразных задач.

Теперь - в чём важность литературы, как предмета обучения.

Во-первых, сам процесс чтения задействует большее количество областей мозга, чем любое иное занятие с обработкой информации.

  • Зрительные функции, складывание букв в слова и предложения, перевод письменного языка в язык образов, отклик на образ ассоциативных связей... Всё это позволяет задействовать большее количество нейронов и выстроить между ними дополнительные связи.

Во-вторых, хороший учитель идёт дальше и начинает подключать к занятию новые области.

  • Чтение вслух способствует переброске образов в речевые центры. Заучивание текстов наизусть развивает память. Театральные постановки позволяют проложить дорожки к двигательным и эмоциональным областям мозга. Пересказ содержания закладывают основы понимания смыслов и критического мышления, сочинения позволяют развивать навык игры со смыслами, формирования собственного мнения.

Совершенно не важно с каким текстом работает учитель. С Пушкиным, Достоевским, Толстым или Пелевиным, Лукьяненко, Кингом. Важно не содержание произведения знать, а иметь навык работать с информацией максимально возможными способами, задействовав наибольшее количество областей мозга.

  • Хороший учитель литературы будет произведение петь и плясать. 

Потому, что у этого предмета преподавания две основные функции - сохранение в голове у детей наибольшего количества нейронов и выстраивание между ними максимального количества связей. 

  • Отсюда - скачивание из интернета краткого содержания произведений может решить проблему с экзаменом, но не избавит ребёнка от отупения.

И, в более взрослом возрасте, малое количество нейронов приведёт его к провалам в памяти, слабоумию, болезням Альцгеймера и Паркинсона, по крайней мере к большей предрасположенности к их развитию.

  • Впрочем, тренировка активной мыслительной деятельности актуальна всю жизнь.

И, да, по возможности не ограничивайте детей в их любви к сладостям. Мозг питается глюкозой, а организм извлекает её из сахаров. Так же энергозатратность процессов способствует сжиганию жиров, поэтому проверьте своих пухлых чад на сообразительность.

Найдите для детей время, читайте вместе с ними книги, обсуждайте их содержимое, провоцируйте у них фантазии, общайтесь на разные темы, подстёгивая их мыслительные процессы. А за приобретение конкретных знаний и сдачу экзаменов волнуйтесь меньше - они сами восполнят нужные знания, если в голове останется то, чем человек думает.

Оставляйте мнения к статье в комментариях

На канал можно подписаться ТУТ