Друзья, всем привет!
На линии снова ITшник из лучшего таксопарка!
Я очень надеюсь, что данная статья даст вам понимание, чем на самом деле может обернуться "щедрость DiDi" на рынке!
"В данной статье я хочу затронуть тему привлекательности данного китайского агрегатора для водителей. Все, что здесь написано, основано на реальном опыте данной компании. Если выражаться более простым языком, я хочу взвесить все "за и против"."
В последние несколько недель мое внимание приковано к появившейся на российском рынке компании "ДиДи Мобилити Рус", являющейся хоть и самостоятельным юр. лицом, но при этом представителем китайского "альфа-агрегатора" DiDi Taxi. Информации о данном агрегаторе и о его планируемой деятельности в России практически нет (точнее есть, но мало), потому приходится копать "буржнет", находить там интересную (на мой взгляд" информацию для анализа. Ведь если на рынок приходит гигант индустрии, к которой ты причастен, то нельзя сидеть "сложа руки" и ждать, что "все само-собой утрясется и устроится", такого не бывает. А многолетний опыт развития своих проектов в различных сферах бизнеса показал, что кто первый "проработает новинку", тот и получает большую часть профита, а зачастую и "монополию" на рынке в качестве представителя (в региональном бизнесе).
DiDi такси: "мана небесная" или кабала?
В этой статье я хочу затронуть тему привлекательности нового агрегатора для водителей, их с каждым днем растущей лояльности к DiDi и массового желания перейти и начать работать "в чем то новом, главное, что б не в Яше". Все, о чем тут пойдет речь не есть домыслы автора, а взято из открытых источников:
- форумы таксистов, которые реально работают в DiDi;
- источники самого DiDi;
- информация из открытых источников.
Действительно, когда информации мало, а "хайпа" вокруг темы поднимается много (не знаю, кому и как), лично мне становится дико интересно найти как можно больше информации, что бы построить у себя в голове определенную картину, которая максимально будет приближена к реалиям.
В данный момент "изо всех щелей" и не только интернетовских доносится пока "набирающая силу и уверенность" радость таксистов (водителей такси) по поводу предстоящего "краха всех агрегаторов", такое ощущение, что все уже в предвкушении момента, когда российские агрегаторы "начнут создавать райские условия для работы", ведь все потянутся в DiDi (который обещает 5,5% с заказов, кучу доплат и бонусов, и т.д. и т.п.), стоит тем только "свистнуть" и сказать о своем появлении на рынке (здесь по ходу и реклама как таковая не нужна будет, проверенное средство в виде "сарафана" уже отлично работает).
Что ж, если все так радужно и круто, то по идее данный агрегатор должен являться просто "мечтой" для водителя: минимальный %, доплаты чуть ли не за все, но именно на этом моменте у каждого думающего человека должно закрасться сомнение: "что-то здесь не так, идеалов не бывает". Все верно, идеального агрегатора, который мог бы угодить всем не существует, да и думаю существовать не будет, т.к. идеалом для водителей будет агрегатор, у которого "много заказов и мало комиссии", а это товарищи утопия, которая экономически не возможно. Наверняка вы все знаете о том, что бывает или "дешево", или "хорошо".
DiDi обещает вычитать всего 5,5% с заказа у водителей (ну, вполне можно поверить, что с таким % компания будет заходить на рынок, что стратегически верно). Получается, что у данного агрегатора низкий %, если он низкий у нас, то должен быть таким же и там, где компания работает некоторое время. В некоторых источниках удалось найти информацию о том, что в Китае комиссия агрегатора составляет до 45%, к сожалению опровергнуть, либо подтвердить информацию не представляется возможным в силу закрытого интернета этой страны, соответственно проблематичности доступа к ресурсам. К счастью DiDi работает не только в Азии, но и в странах Америки, с доступом к интернету в которых все ок. Почитав форумы я получил очень интересную информацию: при "заходе" на рынок агрегатор выставил 9,8% комиссии (для них это приблизительно как у нас 5,5%), зашел кстати в начале 2019 года, а спустя чуть менее года процент с заказа составил уже 21,4%! Касательно бонусов, доплат и мотиваций- они остались, только подчиняются они внутренним правилам (о них расскажу чуть позже). Кстати, изначально от таксистов не требовалось иметь автомобили в единой цветовой гамме и разрешалось работать на собственных авто (как я понял из общения местных таксистов- DiDi зашел на рынок не столько в качестве агрегатора, сколько в качестве сервиса "совместных поездок", нечто типо Ubera на его начальной стадии развития. Только спустя буквально полтора месяца (по словам все тех же общающихся таксистов) все изменилось и довольно резко: поголовное брендирование и работа на автомобилях одного из четырех цветов: желтого, белого, черного или красного (сам охренел, не понимаю, при чем тут красный).
Общая политика ценообразования (имеется ввиду % с заказа, который платят водители) как я понял нормируется общепринятыми Европейскими нормами, от которых агрегатор не хочет отходить ни на шаг. По данным портала Business Ware средний процент, который "забирают" агрегаторы у водителей в C2C секторе (работа с частными клиентами) составляет: 15%-28% в Европе, в Китае от 20% до 30%, а с сектора B2B агрегаторы выжимают 30%-45% в Китае и 25%-40% на Европейском рынке (здесь речь идет об услугах для бизнеса и VIP классах). Стоит отметить и весьма интересное ценообразование компании для пассажира: стоимость поездки в среднем на 10%-15% ниже, нежели у конкурентов и это без учета бонусов, которыми щедро награждает своих пассов компания DiDi.
Я думаю, что здесь достаточно информации, что бы начать задумываться о логичности перехода "сломя голову" в новый агрегатор. Но и это еще не все, едем дальше!
5,5% реальность? Реальность, но есть "но"...
Агрегатор обещает всем водителям 5,5% вычитать с заказов, казалось бы- "круто, что еще нужно". Такой процент у компании действительно есть, но при этом есть одно большое НО. Все тарифы (вычеты с водителей) нормируются программой DiDi Advance (нечто вроде корпоративной политики ценообразования). До внедрения этой программы, DiDi забирал себе фиксировано 5% с каждого заказа и был счастлив, но теперь все стало иначе!
DiDi Advance по сути нормирует работу водителя:
- сколько заказов он должен выполнить за неделю;
- регламентирует % отказов от заказа (сколько % заказов водитель должен выполнить);
- на основании данной программы устанавливается индивидуальная тарифная сетка для водителя. Тут прошу обратить внимание, этот агрегатор устанавливает для каждого водителя свой % с заказа!
На основании данной программы агрегатор премирует, либо штрафует своих водителей, если прочесть полные условия Advance, то легко понять, что п@здюли здесь прилетают значительно чаще и в значительно большем объеме, чем поощрения. Кстати, согласно все той же программе Advance, средняя процентная ставка составляет 12%-13%.
По программе Advance водитель должен выполнять не менее 30 заказов в неделю, завершать не менее 65% поездок и внимание: принимать 9 заказов из 10. На основании выполнения данных условия рассчитывается процентная ставка водителя, снова внимание: действующая 7 дней!
"Как же 5,5%, которые обещали и ради которых мы готовы "ломануться в DiDi", спросите вы?" Они есть, здесь все зависит от уровня. Уровней в данной программе всего 4: "серебро", "золото", "платина", "брилиант" (по сути все привычно для водителей российских агрегаторов, только тут за новый уровень дают не больше заказов: "коммунизм-китаизм", а снижают %).
Стартовать новые водители будут с золотого уровня, который дается на 2 недели (по умолчанию 15% от заказа), как я понимаю 10% им будет прощаться "бонусом" на время "раскатки" агрегатора в России. По прошествии двух недель уровень или поднимется, или упадет на серебро. Кстати, касательно блокировок в данном агрегаторе так же очень строго- в уровне "серебро" нельзя находиться более 2х недель (по условиям это означает, что водитель не работает). Думаю, что все поняли: повышение уровня идет в зависимости от количества выполненных заказов и "улыбок" пассажиров в ваш адрес (низкая лояльность клиентов согласно Advance прямой путь в бан). Еженедельный реиндекс уровня, согласно выполнению условий программы DiDi Advance так же принесет неприятный сюрприз водителям, ведь по ее условиям для сохранения/ повышения уровня выполняться условия должны еженедельно, и агрегатор совсем не волнует: заболел человек, разбил или поломал авто. Если хочешь платить адекватный %, работай, иначе платить будешь 20% с каждого заказа. По сути в выигрыше остается только агрегатор.
Теперь задумайтесь, как DiDi возьмет за причинное место своих водителей, как только поймет, что в России не особо развито понятие "общественного мнения", не работает институт профсоюзов, а диктовать на рынке можно любые условия, руководствуясь принципом: "поворчат, да перестанут"!
Итог: DiDi заходит на рынок России с огромным бюджетом, по сравнению с тем же Сити, бюджет Сити попросту ничто (в DiDi инвестируют мировые гиганты, да и инвестируют они в вечнозеленых). Если на волне хайпа многие бросятся "к китайцу", лишь бы отомстить "Ящуру", то DiDi с легкостью "сожрет" многие агрегаторы, которые как раз-таки меньше "ненавистного Ящура" и начнет диктовать свои "Драконовские законы" на рынке. 40-45%, да и до 50% могут дойти, почему нет, если как говорили в 90х "пипл хавает". Водители то все равно никуда не денутся, все равно останется тот пласт людей, которому нужно выплачивать кредиты и кормить семьи. Заметьте, что данный агрегатор выбрал очень удачное время для входа на рынок- кризисный период. Сейчас многие потеряют работу, а кредиты и семьи останутся, соответственно нужно брать деньги, откуда брать- из такси. И многим будет не столь важен %, который с них забирают, как наличие хлеба на столе и крыши над головой (за коммуналку тоже платить нужно). Стоит так же отметить, что DiDi строит бизнес по азиатской стратегии: за счет "потоковости", при которой конечный сотрудник не важен и не ценен. У них нет такого понятия, как ценность сотрудника, она заменена математической формулой: "стоимость привлечения сотрудника: на "жизненный цикл сотрудника", главное, что бы до ухода из компании сотрудник успел "отбить" затраты на привлечение и принести немного в бюджет.
Прочитав статью, вы наверное думаете о том, что я встал на защиту российских "альфа-агрегаторов", отвечу сразу, что нет! Мне самому очень интересно посотрудничать с DiDi в качестве парка (в любом случае парки никуда не денутся). Защита агрегаторов России с моей стороны заключается возможно только в одном- деньги получаемые агрегаторами остаются в бюджете страны, компании ведут ни один проект и полученные деньги вливают в совершенствование дочерних проектов: маркеты, дзены, платежные системы и т.д. DiDi же будет уводить деньги в Китай, на родину агрегатора и вряд ли станет развивать новые проекты на российском рынке. Кстати, все данные водителей храниться будут в Китае, т.к. сервеные мощности компании расположены в Поднебесной (это так, к слову).
Спасибо за прочтение! Я искренне надеюсь, что данная статья была для вас интересна и полезна. Комментируйте, хвалите, критикуйте, подписывайтесь на канал, делитесь в соц сетях (думаю, что вашим знакомым данная информация будет полезна), а если хотите подключиться к хорошему парку с низким %, рекомендую "Мобил Мотор 40" (у данного парка честная комиссия: 3%, моментальные выплаты и еще множество плюшек, а главное парк реально заботится о своих водителях).
Рекомендую прочесть:
- "DIDI-шка крутится, монетка мутится": все о псевдорегистраторах"
- Долгожданный старт DIDI в Казани (информация из первоисточника)
- DIDI Advance: система, которая делает работу таксиста не выгодной
- Яндекс "страхуется" в преддверии прихода DIDI в РФ и создает себе конкурента
- Реальные условия работы в DIDI такси. Информация из "первых рук"!
- "Начало конца" альфа агрегаторов в России: DIDI выходит на рынок!
- Российский аналог DiDi существует? Разбираемся...
- Идеальный агрегатор создан, или это очередная утопия?