Найти тему

О художнике. Олег Доу

Олег Доу (р. 1983, Москва) - российский художник, работающий в различных медиа: от фотографии до фарфоровой скульптуры. Несмотря на различия в техниках создания работ, их объединяет очень высокое качество материалов и искренность. Творчество художника пронизано рефлексией на искусство и ощущение самого себя в нем. Олег Доу получил известность, благодаря портретным фотографиям, на которых главный акцент сделан на лицо модели.

Одни из самых знаменитых серий художника - «Another Face» и «Freaks», уже в названиях которых кроется особенность фотографий: после обработки или, скорее, преображения художником, лица на фотографиях переносятся в другую реальность, они застывают, становятся безжизненными, но при этом очень выразительными. Эта черта свойственна для всех фотографий Олега Доу, на которых в последующих сериях появляются портреты по пояс и натюрморты.

Особое восприятие реальности и стремление возвести рождаемые ею образы в собственную эстетику привели Олега Доу к экспериментам в других материалах. В сериях фарфоровых скульптур «Mushroom Kingdom» и «Another Face porcelain» художник соединяет классику и современность. Жестокость нашего века, гипертрофированность образов накладывается на фигуры, отсылающие к фарфоровым статуэткам, которые можно увидеть в музеях декоративно-прикладного искусства. В традиционных на первый взгляд формах при более подробном рассмотрении оказываются сосредоточены страхи и агрессия: играющие дети чрезмерно длинными руками разрывают тело животного, а сидящие с цветами женские фигуры обезглавливаются.

Важную роль в творчестве Олега Доу играет создание работ с использованием силикона. Способность этого материала принимать реалистичные формы, а также его ассоциация с человеческим телом позволяет художнику создавать произведения, вызывающие у зрителя телесные ассоциации. Рука протыкается стержнем насквозь, погибший лебедь – «Гадкий утенок» оказывается повержен в зале галереи современного искусства. Все работы, создаваемые Олегом Доу, передают не только внешнее эстетическое переживание художника, но и его внутреннее состояние и ощущение от взаимодействия с окружающим миром.

Материал и его свойства играют очень важную роль в создании работ Олега Доу. Мне приходилось часто наблюдать, как люди, попадающие на выставку работ художника, сначала замирают и стоят неподвижно, рассматривая изображение, а затем начинают внимательно обходить работу кругом. Или, в случае, если это висящая на стене фотография, заглядывать за ее угол и изучать торцы. В подписях к работам можно прочитать: "лицевая сторона С-print с акриловым покрытием" или "Пластификация". C-print расшифровывается как Chromogenic print, то есть Хромогенный отпечаток. Отпечатанная фотография помещается на основу, а сверху закрепляется акриловым стеклом. Это довольно сложная техника, которая позволяет добиться эффекта, как будто изображение вплавлено в стекло, фотография утолщается, а рама для нее уже не нужна. Кроме того, Олег Доу использует для создания своих работ силикон, фарфор, мрамор, дерево, стекло, позолоту и другие материалы. Так получается, что при взгляде на работы художника, глаз не натыкается на шероховатости, которые могут быть связаны с выбором материалов, и зритель может сосредоточиться на том, что изображено.

Работы Олега Доу вызывают много противоречий. И не столько из-за их содержания, сколько из-за визуального образа, заставляющего смотрящего застыть перед собой и испытать самые неоднозначные чувства и эмоции. Я часто слышу очень разные отзывы о его работах. Люди проходили мимо портретов и говорили о том, что у них мурашки по телу от взгляда моделей. Однажды женщина даже спросила: "вы сидите к этой работе спиной весь день - вас это не пугает?". В то же время, другие останавливались и завороженно смотрели на портреты, пристально вглядываясь в лица. Кого-то интересовало, кто именно изображен, кто-то видел только отрешенный неземной образ. Бывало так, что работы Олега Доу на выставке вызывали недоумение. Скульптура на выставке Олега Доу "Мутант" была похожа на объект дизайна, но лишалась своей функции: от нее отходил электрический провод с розеткой, который не производил никаких действий при включении. Поэтому провод просто лежал рядом, но тем не менее, очень многие заинтригованные посетители подходили и вставляли его в ближайшую розетку.

В творчестве Олега Доу всё направлено в первую очередь не на изыскание сложных концепций или длинных историй, стоящих за работами, а на визуальное восприятие работ. В экспозиции выставки "Мутант", проходившей в галерее Osnova в конце 2019 года, была только одна надпись на стене:

«Всех художников, производящих этические жесты, стоило бы отправить на карантин».

В этом заключено и то, как в работах художника соотносятся классика и современность. Попадая в классический музей и оказываясь перед работами мастеров прошлых веков, мы воспринимаем их визуально, а стоящие за созданием работ истории и сюжеты отходят на второй план, прежде всего, благодаря высокому уровню мастерства исполнения, а также за счет емкости, позволяющей легко считывать замысел художника. Стремясь в своем творчестве к тому же, Олег Доу добавляет также черты современности, будь то отдельные сюжеты или используемые материалы создания работ.

Текст: Варвара Муратова

telegram @moskvagalereinaya

Instagram @mg.eye