Клоун (от англ. clown, от лат. сolonus – мужик-грубиян) — это артист цирка, задача которого – смешить публику.
В Средневековье клоунов называли шутами. Выступали они при дворах правителей и богатых людей для того, чтобы развлекать их. Само слово 'клоун' возникает на рубеже Средневековья и Нового времени в Англии XVI века, а популизировал его Шекспир. В США XX века клоуны стали не только олицетворением смеха, но и ужаса.
Клоунада берет свои истоки от придворных шутов, европейских карнавалов, итальянской комедии дель арте, традиций русских праздников. На возникновение клоунады также повлияли английская пантомима, французская арлекинада, испанские и голландские интермедии, средневековые рыцарские турниры. Первый клоун появился на сценах комедийно-фарсовых театров Лондона в 1700г.
В первых цирках были конно-акробатические выступления, поэтому клоун играл роль наездника, не умеющего управляться с лошадью. В конце XVIII - начале XIX веков сформировались направления клоунады - конная пантомима и театральная (говорящая) клоунада.
Истоками русской клоунады являются традиции наших праздников: ряженые на святках, игры на масленице, свадьбы, сватовство, а также представители ярмарочного театра: скоморохи, зазывалы, паяцы, петрушечники.
Со временем клоунада разделилась на несколько жанров.
- Коверный клоун работал у ковра (ковер готовили для следующего номера) между выступлениями других артистов цирка. Он выполнял роль неудачливого униформиста. Изначально был самой незаметной фигурой в цирке, но постепенно репризы коверного клоуна переросли в особый жанр выступлений.
- Клоуны-дрессировщики - небольшие домашние животные и птицы легко усваивают трюки, которыми клоун обогащает свои выступления. Содержание этих животных не требует больших затрат или особых условий для жизни.
- Клоуны-музыканты - профессиональные музыканты, которые владели эквилибром, акробатикой.
- Клоуны-мимы
- Клоуны-акробаты
В настоящее время наблюдается тенденция сокращения разговорной и сатирической клоунады. На арену в 90х годах XX века пришло новое поколение клоунов-мимов, которое постепенно осуществляет возврат к буффонаде, к гротеску. С 1960х годов распространена театральная клоунада, для которой характерна форма спектакля, импровизация, вовлечение в действие зрителя.
Для многих людей клоуны не являются символом смеха и радости, а совсем наоборот - они вызывают неконтролируемые страх и ужас. Коулрофобия - боязнь клоунов - не является самостоятельным психическим расстройством, ее условно относят к формам тревожно-фобического расстройства.
В кинематографе хорошо развита тема клоунов-убийц, что только усиливает двойственное положение клоунов в культуре. Их широкая улыбка напоминает оскал, грим или маска вызывает ассоциацию с двуличием, скрытым злом, агрессией.