Найти тему

Почему звезда советской комедии не смогла перейти на возрастные роли. Творческий тупик Любови Орловой.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Любовь Орлова явила собой новую героиню советского кинематографа. Конечно, в соответствии с государственной идеологией, она обязана была нести в себе черты, присущие советской женщине, быть энергичной и целеустремленной, бескомпромиссным строителем светлого будущего. Подобные образы были представлены другими и талантливыми актрисами. Например, Верой Марецкой в фильме "Член правительства".

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Из рядовой хористки и танцовщицы музыкального театра - совсем не примы!- Григорий Александров поставил целью создать уникальный синтетический тип великолепно поющей, пластичной, отлично двигающейся в кадре и владеющей комедийным жанром актрисы кино. Известно, что эти идеи Александров привёз из своей творческой командировки в США и европейские страны. Высокопрофессиональные голливудские актрисы с их широчайшими актерскими возможностями стали эталоном, на который ориентировался в своих замыслах Александров. Что совершенно не умаляет безусловного таланта Любови Орловой, сумевшей совместить все эти задачи и воплотить на экране волевую, сильную, умную и вместе с тем веселую, неунывающую, красивую героиню со светлыми помыслами и верными идеалами.

Любовь Орлова в комедии "Волга-Волга". 1938 год. Фото из открытых источников.
Любовь Орлова в комедии "Волга-Волга". 1938 год. Фото из открытых источников.

И в этом ключе было создано несколько талантливых и ярких музыкальных комедий, вошедших в золотой фонд отечественного кино. "Волга-Волга", "Цирк", "Весна" - талантливейшие фильмы на все времена и вне времени.

К сожалению, мой любимый фильм Александрова "Весна" стал последней его выдающейся работой в кино. Дальше настала череда неудачных картин, которые при жизни звездной четы постарались замолчать, тихо убрать подальше. И, в общем, правильно. Потому что все вокруг, в том числе и сами Орлова и Александров, видели низкое качество фильмов.

В фильме "Весна". 1947 год
В фильме "Весна". 1947 год

В пятидесятых, когда ничего столь же значительного, как в предыдущие два десятилетия, Александров уже не снимал, Орлова стала выходить на сцену Театра им. Моссовета. Но ролей, соответствующих её таланту и возрасту, было очень мало: за двадцать лет работы их было не более пяти. Просто в этом театре всем правила энергичная и властная Вера Марецкая. Будучи блистательной актрисой бывшая жена главного режиссера Юрия Завадского оказывала на него огромное влияние в течение всей жизни. Она не терпела конкуренции, ей очень портила жизнь невероятная популярность Орловой у публики.

В спектакле Театра им. Моссовета "Нора" по пьесе Г. Ибсена. Фото из открытых источников
В спектакле Театра им. Моссовета "Нора" по пьесе Г. Ибсена. Фото из открытых источников

Поэтому единственной отдушиной Любови Петровны, её профессиональным спасением могло бы быть кино. Александров в 1960-м году снимает фильм "Русский сувенир", картину, которую Орлова признала неудачной, пустой, а свою игру - повтором прежних приемов. Изображала она молодую женщину, тогда как актрисе было уже под шестьдесят.

С Элиной Быстрицкой в фильме "Русский сувенир". 1960 год
С Элиной Быстрицкой в фильме "Русский сувенир". 1960 год

Но ещё хуже и комичнее она выглядела в последнем фильме Григория Александрова - "Скворец и лира". Тут уж чувство меры вконец отказало обоим. Актрисе было уже за семьдесят, пластика изменила черты её лица, но, увы, не сделала его моложе. А играла Орлова молодую женщину. Но всё же ей хватило мужества признать горькую правду: увидев себя на большом экране, Любовь Петровна осталась настолько подавлена увиденным, что потребовала закрыть картину. Фильм был показан только в середине девяностых по одному из российских телеканалов.

В фильме "Скворец и Лира". 1974 год.
В фильме "Скворец и Лира". 1974 год.

Почему талантливый и опытный мастер стал делать плохое кино? Ответ не так сложен. Над крупнейшим советским кинорежиссером довлел сложившийся имидж большого мастера кинокомедии, где правит бал веселье, оптимизм и молодость. Это странно, но, похоже, ни Александрову, ни Орловой и в голову не приходило расширить границы творческого поиска и попытаться представить Любовь Петровну в ролях иного плана.

Она и сама нуждалась в таком пересмотре своих актерских возможностей. Но ни единой попытки предпринято не было. И это очень жаль, потому что Любовь Петровна прекрасно показала себя в возрастной роли в спектакле "Странная миссис Сэвидж".

В спектакле Театра им. Моссовета "Странная миссис Сэвидж". Фото из открытых источников
В спектакле Театра им. Моссовета "Странная миссис Сэвидж". Фото из открытых источников

Жаль, что Орлова еще при жизни превратилась в этакую забронзовевшую и застывшую в фильмах 30-40-х кинозвезду при её несомненно широчайшем актерском диапазоне.

Спасибо всем, кто дочитал до конца!

И если статья показалась Вам интересной,ставьте лайк и подписывайтесь на канал.