Найти в Дзене
Sergio Elf

01. Зачем он нужен ?

Христос на Голгофском кресте.
Христос на Голгофском кресте.

Вы не задумывались над тем, зачем в христианстве орудие жестокой казни стало символом самой христианской веры?

Странно это, не правда ли? А если бы виселица или гильотина была бы орудием казни, то символом в христианстве стала бы гильотина или виселица? Выглядело бы по меньшей мере ужасно для современного времени. Гильотина как символ веры. Или виселица. Как это можно воспринимать?

Но почему именно крест?

Вообще, крест был орудием казни у многих древних народов. Казнили на крестах и в Карфагене, и в Вавилоне, и в Греции и в др. странах, но наибольшее распространение казнь на кресте приобрела у древних римлян. Причём ввиду особой жестокости, на крестах распинали только отъявленных мерзавцев и предателей. Люди, имеющие римское гражданство, редко распинались на крестах: в основном, в случае предательства и гнусного убийства. Чаще всего, просто мечем отрубали голову. А по отношению к другим народам, то сколь угодно: вспомним восстание Спартака. После того, как римский генерал Красс разгромил спартанцев, Аппиева дорога от Капои до Рима, стала коридором из крестов, где было распято около 6000 этих восставших рабов.

Распятые рабы из армии Спартака вдоль Аппиевой дороги.
Распятые рабы из армии Спартака вдоль Аппиевой дороги.

Кресты были разные: в виде буквы "Т", в виде буквы "Х", а то и прибивали человека просто к столбу, а также в виде "стандартного" креста, который чаще всего изображают на картинках, который и стал символом христианства. Поэтому распятие Христа в оккупированной римлянами Иудее, которая постоянно славилась своими бунтами и непокорством иудеев, постоянными набегами зелотов на римские гарнизоны (партизаны, в нынешнем понимании), распятие на крестах не было чем-то из рук выходящим. В тот день, за пару дней до иудейского праздника Пасхи, идти на крест была очередь Вараввы и ещё двух разбойников . Это была "стандартная процедура" оккупационных властей по усмирению иудеев, кроме одного...

Вместо Вараввы, совершившего убийство, местное иудейское духовенство почему-то потребовало распять другого невиновного бродячего проповедника сектанта, а на свободу отпустить этого разбойника и убийцу, Этот сектант собрал вокруг себя толпу людей и ходил, проповедовал какие-то свои учения, которые местное духовенство считало еретическими.

"Ну не может этот человек быть от Бога. Его учение расходится с нашим пониманием Священных Писаний", а значит он не наш" - говорили они. "Да, но он исцеляет людей, изгоняет бесов из них, и даже говорят, воскресил несколько человек". Духовенство, не зная, чем бы плюнуть на столь весомые аргументы, посовещавшись вынесло вердикт: "Он бесов изгоняет силою бесовской". (странное заключение, не так ли?). Понтий Пилат, начальник оккупационных властей, не понял этого шага со стороны иудеев, хотя брезгливо и подумал "За власть свою дрожат, потому что за этим сектантом говорят очень много людей идут". Но в конце концов, он отпустил им убийцу Варавву, "умыл руки", хотя и Римское право особо не распространялось на подчиненные народы. Римлянам распинать преступников было не впервой, так что они взяли этих троих, и повели на место казни на возвышенности, которая называлась Голгофой. Это для того, чтобы из Иерусалима всем было видно то, что сделает Великий Рим с теми, кто посмеет сказать что-то против него. Всё бы ничего, да всё таки среди тех, кто нёс свой крест на место казни был невиновный. Был добр к людям, творил добро, исцелял людей, никогда не шёл против римских оккупационных властей. Да ещё перед тем, как идти на крест, над ним так издевались легионеры, что живого места на теле не осталось. Римские легионеры, побывавшие не в одном сражении, были ещё те головорезы, у которых не было особого сострадания к людям, и если им давали на растерзание человека, то глумились они над ним по полной. Для них он был просто очередной жертвой.

Чтобы ситуация была более понятной современному человеку, спроецирую события того времени в Израиле на наше время как некую абстрактную аналогию.

Великая Отечественная война. Фашисты вторглись на нашу землю. Они бесчинствуют в наших городах и деревнях. В одном из захваченных городов "N" расквартировывается немецкий полк, а штаб-квартира для командира этого полка размещается в каком-нибудь местном особняке. Периодически на этот расквартированный полк нападают партизаны из местных жителей, ушедших в леса и уничтожают немецких солдат и офицеров, пускают под откос поезда. Немцы в бешенстве, и периодически казнят на виселице жителей города с табличкой "Партизан" или "Предатель" на виду у всех, чтобы все жители видели это и имели страх. Местное духовенство занимает нейтралитет и вынуждено соблюдать статус-кво. А тут вдруг по оккупированным территориям ходит некий проповедник и говорит о Царстве небесном. Узнав, что он безобиден для немецких властей и выяснив, что он не имеет связей с партизанами, его оставляют бродить и проповедовать дальше. Но местному духовенству не нравится этот проповедник, потому что он проповедует не так как они и его религиозные воззрения отличаются от их взглядов. И они решают его "убрать". Но убить его, не поставив немецкую администрацию в известность может быть чревато последствиями, если они это узнают. Поэтому нужно натравить на него самих немцев, а в вину вменить самое чувствительное для них место: "противление немецким войскам" - за это точно виселица. Но после допроса проповедника командир немецкого полка понимает, что этот проповедник не представляет для них опасности и поэтому чтобы сделать акт доброй воли решает отпустить его. Но местное духовенство против, и ещё возбуждает местное население: "Он не наш! Он другой веры, он проповедует по другому! На виселицу его!"
В результате, отпускают на свободу человека, который недавно убил полицая, то есть того, который был из местных жителей, но служил немцам. Затем этого проповедника пытали в гестапо, добиваясь от него не понятно чего, а после истерзанного пытками повели на площадь, куда согнали всё население города, чтобы они видели что произойдёт с тем, кто будет сопротивляться немецкой власти. Народ, подстрекаемый духовенством орёт: "Смерть ему, предателю! Вешай его скорее!" И вдруг перед самой смертью, уже с петлей на шее, этот проповедник говорит "Прости им Боже, потому что не знают что творят". Из под осужденных выбивают опоры. Занавес. Именно так выглядела ситуация с Христом в то время, разве что вместо русских были иудеи, вместо немцев - римляне, вместо командира полка - Понтий Пилат, вместо местного духовенства были иудейские священники, вместо виселиц - крест, а вместо проповедника Сам Божий Сын. Конечно это всё абстрактная картина, которая передаёт только внешнее, но не передаёт глубину Божьего замысла в этих страданиях Божьего Сына.

Ви́а Долоро́сса (лат. Via Dolorosa, букв. «Путь Скорби») — улица в Старом Иерусалиме, по которой, предположительно вели на казнь Иисуса Христа.

Итак, шатаясь от боли и кровопотерь, этот человек, претендующий на роль Божьего Сына, шёл по Виа-Долоросса, а потом с помощью подвернувшегося римлянам под руку иудея Шимона из ливийского поселения Кирена, он смог подняться на холм. Вот и вершина холма. По очереди вбивают разбойникам и этому проповеднику гвозди в руки и ноги. Слышатся крики боли и стоны. Тому, кто посередине, ещё и табличку прибили, что он типа царь иудеев. Что за такой царь неизвестный? И вот подняты 3 креста. Вроде бы тоже ничего не обычного: стандартная процедура для римлян. Но что -то есть в том, кто висит по середине. Не смотря на жуткие страдания, боль и кровопотерю, он просит своего Бога простить тех, кто причинил ему страдания. Просит одного из своих учеников о своей матери, чтобы позаботился о ней. Местное духовенство никак не уймется, а решило ещё и поиздеваться над умирающим по их мнению сектантом. Вот он, висящий по середине обещает тому, кто с висит рядом с ним, что уже сегодня же будет с ним в раю. И вдруг он испускает дух, успев только сказать напоследок: "Свершилось!" А что свершилось? Что произошло, то собственно говоря? (об этом в следующий раз).