К 1346 г. между Англией и Францией уже девять лет шла война, которая позже будет названа Столетней. Летом английские войска под началом короля Эдуарда III двинулась через Нормандию, желая провести шевоше (веселый грабительский рейд без особо серьезных полевых сражений). Однако 26-го августа у деревушки Креси англичане обнаружили, что их ждет вся армия французской короны. Англичан было от 8000 до 12000 человек. Французов примерно вдвое больше. Что еще хуже, французы имели огромный перевес в рыцарской кавалерии, что как правило было залогом победы в традиционном полевом сражении. Да и в плане стрельбы они тоже англичанам не уступали: против знаменитых английских лучников выступали не менее знаменитые генуэзские наемники с арбалетами. Кстати на поле имелось и некоторое количество пороховой артиллерии.
Казалось бы, исход будущего боя ясен, но... внезапно оказалось, что тактика тоже имеет значение. Эдуард III это хорошо понимал, т.ч. занял позицию на холме. Холм, судя по всему, имел всего один удобный для подъема склон, на котором англичане возвели пару насыпей для "пущего удобства" атакующих. За насыпями расположились лучники, а за ними - спешенные рыцари. Надо сказать, что последний факт был важнее, чем кажется - теперь лучники понимали, что в критический момент рыцари их не бросят, т.к. просто не смогут убежать пешком. Это придавало им уверенности и позволяло сконцентрироваться на стрельбе. Сам король руководил армией с мельницы в тылу.
Со стороны французов же картина была ровно обратной. Уверенный в победе Филипп VI решил сходу атаковать, не утруждая себя такими мелочами как подготовка и планирование. Первыми в атаку послали генуэзских арбалетчиков. Ну, им же заплатили? Вот пусть отрабатывают. Только король не учел, что скорострельность арбалета раза в два-четыре ниже, чем у лука. Поэтому вести перестрелку арбалетчик может только, укрывшись за ростовым щитом-павезой. А павезы остались в обозе. Но кто ж будет спрашивать мнения всякого наемного быдла? Явно не лучшие рыцари Европы. В общем, генуэзцы быстро поняли, что такими темпами их всех перестреляют и попытались отступить. В свою очередь славное французское рыцарство поняло, что зря держит этих дармоедов и что придется все делать самим. И кинулось в бой прямо через генуэзцев!
Пока всадники давили бедных арбалетчиков англичане продолжали стрелять. Тут рыцари обнаружили, что стрелы если и не попадают в них, то попадают в коней, которые имеют свойство падать или сбрасывать наездников. А если не попадают в коней, то попадают в генуэзцев. Об которых спотыкаются кони. Да еще и земля была сырая и размокшая после дождей. Наконец, генуэзцы кончились, но для тех, кто все еще был готов биться начались насыпи. Тут, надо заметить, что поскольку никакого единого командования французы не имели, атаковали они совершенно беспорядочно, каждый сеньор вел своих вассалов когда и куда ему вздумается. В случае неудачи отряд (или отдельные рыцари) самовольно отступал, приводил себя в порядок и через какое-то время атаковал снова. Поэтому вместо массированного наступления англичанам пришлось отражать отдельные волны.
В одной из таких атак участвовал, приехавший вместе с французами, чешский король Иоанн I (между прочим, дед того самого Сигизмунда I, что сжег Яна Гуса). Это был отважный и рыцарственный, но уже немолодой и... абсолютно слепой человек. Не желая сидеть сложа руки, он попросил взять его в бой. Иоанна привязали к коню, поводья привязали к двум другим рыцарям и в таком виде все трое поскакали на англичан. Закономерно все трое были потом найдены мертвыми. Не удивлюсь, если король сам же и зашиб кого-то из своих поводырей.
Доблестные французские дворяне продолжали развлекать английскую чернь до темноты. Если кому-то и удавалось добраться до противника, его встречали гораздо менее уставшие английские рыцари. Даже Филипп VI был в итоге ранен, т.ч. после нескольких часов танцев под стрелами объявил общее отступление. На поле осталась лежать целая куча знатнейших сеньоров, часть из которых была совершенно некуртуазно дорезана и ограблена простолюдинами. Еще больше попало в плен.
По итогу англичане совершенно зверски обогатились на трофеях и выкупах за пленных, а вот французам оставалось только анализировать свои ошибки и делать выводы. Которых они, как выяснилось позже, не сделали.
Больше про Столетнюю войну можно почитать по ссылке.
Либо можно на карту ВТБ: 5368 2902 5087 3082