Найти тему
Америка глазами учителя

Чтобы узнать о расовых отношениях в будущем, изучайте сегодняшнюю Южную Африку.

Оглавление

Эти слова моего американского профессора, произнесённые в 2001 году, я запомнил на всю жизнь, когда сидел на его уроках и поражался тому, как курс под скучнейшим названием "Политика Южной Африки" мог оказаться таким интересным и полезным, что многое в мире для меня прояснилось.

Апартеид в Южной Африки

Помню лекцию о том, как во времена апартеида темнокожие африканцы выезжали рано утром на работу в Йоханнесбурге или Кейптауне. Трястись в автобусах надо было несколько часов. А куда деваться, когда более-менее оплачиваемые рабочие места были только у белых с деньгами.

Отработав в белых городах, темнокожие трудяги должны были сесть на автобусы, чтобы уехать к себе домой. В белых городах им нельзя было оставаться без разрешения. Апартеид же. Белые и так уже сделали исключение из правил для темнокожих. Вроде как, удружили. На самом же деле, белым оказалось на руку пользоваться почти дармовой темнокожей рабочей силой, которую вечерком они (по закону) выпроваживали из своих городов.

Суверенные земли темнокожих южноафриканцев, в которых экономика была намного слабее экономики белых земель.
Суверенные земли темнокожих южноафриканцев, в которых экономика была намного слабее экономики белых земель.

США сквозь призму Южной Африки

На 2001 год только индейские резервации в Америке, казалось, следовали южноафриканскому принципу дробления государства, но индейцам никто не запрещал выезжать за пределы своих анклавов. Раньше была сегрегация негров, но её отменили в 1950-х годах.

Вроде бы, равенство и братство повсюду в США. Какая тут Южная Африка? С другой стороны, социально-экономическое неравенство в стране (как и во многих других странах мира) указывает на ту же модель сегрегации или апартеида Южной Африки. Богатые живут в сказочно богатейших городках-крепостях, а обслуживает их голытьба, живущая на бедной периферии.

Увидел я это своими собственными глазами, когда меня занесло однажды таксистом в одно такое поселение в Лос-Анджелесе, о котором я даже понятия не имел. Вот тебе Йоханнесбург. Вот тебе Лесото. Всё как в Южной Африке.

Домик моей бывшей ученицы Кайли Дженнер в одном из городков-крепостей в Калифорнии.
Домик моей бывшей ученицы Кайли Дженнер в одном из городков-крепостей в Калифорнии.

Южная Африка как глазок в США будущего

Честно говоря, я забыл совет моего профессора следить за политикой Южной Африки для того, чтобы понять будущее США, но вспомнил - в 2008 году, когда Обама стал президентом. Неважно, что он был наполовину белым. Почему-то американцам даже одной капли африканской крови хватило бы для того, чтобы провозгласить Обаму первым темнокожим президентом.

Вот тогда я и вспомнил Нельсона Манделу, ставшим президентом Южной Африки в 1994 году. Триумф гуманизма и веры в человека, независимо от цвета кожи. Казалось бы, все благородные мечты южноафриканцев и Мартина Лютера Кинга сбылись. Светлое будущее наступило.

Однако медовый месяц закончился быстро. А начался, так же быстро, вывод белого капитала, а за ним - и белого населения. Экономика Южной Африки оказалась под угрозой. Белые, и без того в расовом меньшинстве, оказались тогда в меньшинстве ещё и в политическом.

А дальше призывы пока что радикалов захватить земли белых и передать их во владение коренным темнокожим африканцам. Справедливость. Только вот что делать с белыми?

Обама с Манделой. Исторические фигуры.
Обама с Манделой. Исторические фигуры.

Призывы к коллективному покаянию

Чем чаще я слышу темнокожих американцев в СМИ, требующих от белых американцев коллективного покаяния за весь гнёт, под которым они так долго держали (и держат?) темнокожих предков, тем больше в памяти всплывают слова моего профессора. Интересно, а что последует за покаянием? Примирение и дружная жизнь долго и счастливо?

Ещё вспоминается фильм-абсурд под названием "Бремя белого человека" (White Man's Burden) 1995 года с Джоном Травольтой в главной роли, где чёрно-белые расовые отношения перевёрнуты. Удивительно, но к 2020 году абсурд фильма перестаёт восприниматься как абсурд. Призывы к социальной справедливости в США напоминают призывы к тому же самому в Южной Африке.

Просто Южная Африка идёт с опережением на несколько лет по отношению к другим странам с похожими расовыми отношениями.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на канал. Жмите палец вверх. И до новых встреч!

Какой ученицей была Кайли Дженнер у меня в классе?

-5