Приобретая подержанный автомобиль, надо обязательно проверить его в движении. Запустите и прогрейте двигатель, попутно проверьте, нет ли выхлопа отработанных газов, через неплотности соединений и прогары выхлопной системы. Это определяется на слух, по звуку – выхлоп «сечет».
При работе двигателя не должно быть слышно, выделяющихся из общего звукового фона, стуков, скрежета, периодических шумов. Убедитесь, нет ли протекания охлаждающей жидкости и капельной течи масла, что видно по следам на полу гаража или на асфальте. Присмотритесь к выхлопной трубе.
При прогретом двигателе выхлопные газы, от исправного двигателя, практически невидимы. Черный дым (богатая смесь) говорит о неправильной регулировке карбюратора или неверной настройке системы впрыска топлива, а также износе маслоотражающих колпачков клапанов.
Синеватый дым говорит об износе поршневых колец, а белесый дым о попадании охлаждающей жидкости в картер двигателя или в цилиндры (повреждение прокладки между блоком и головкой блока).
Прогретый двигатель должен работать равномерно и плавно, без сотрясений. Проверьте функционирование контрольно-измерительных приборов и контрольных ламп, и неторопливо, прислушиваясь к работе механизмов, начинайте движение. Вновь проверьте показания приборов – обратите внимание на давление масла и стабильность температуры охлаждающей жидкости.
В движении «по прямой», положение руля должно соответствовать положению «прямо». Не должно быть «увода» автомобиля в сторону и потребности в «подруливании» для сохранения прямолинейного движения.
Тормоза должны затормаживать все колеса равномерно. При резком нажатии на педаль тормоза исправные автомобили не должно разворачивать.
Сцепление не должно пробуксовывать, что бывает заметно при резком разгоне и при движении на подъем, а при нажатой до конца педали, должно полностью разъединять двигатель и трансмиссию (не «вести»). Скорости должны переключаться бесшумно. При движении на уклоне (как по ходу движения, так и при боковом), в трансмиссии автомобиля не должно возникать посторонних звуков.
При разгоне автомобиля не должно быть слышно звонких металлических щелчков, которые говорят об износе карданных шарниров.
При движении на всех скоростных режимах, при правильной балансировке и установке колес, не должно возникать вибраций в передней подвеске.
При прохождении крутых поворотов не должно быть слишком больших кренов кузова, а после переезда, через неровность, многократного раскачивания, что говорит о состоянии амортизаторов.
Не забудьте проверить эффективность работы стояночного тормоза на уклоне.