День – 3 февраля 1995 г.
Место - Кстовский Олимпийский Центр Единоборств
Персоналии-
Дьяков А.К.(Нижний Новгород.)
- Яковлев Н.П. (Москва)
- Алоев Р.С. (Москва)
- Идэ К. сенсей ( Japan)
- Цузито М. сенсей(Japan)
Матвеев В.А ( Москва)
Семинар по кендо с участием Российских и Японских сенсеев не возник просто так. Это был результат,очень долгой и кропотливой работы . Алексей Константинович Дьяков обладает несомненным талантом в планировании , подготовке и проведению спортивных мероприятий. Нельзя не упомянуть и тех ,кто был в инициативной группе подготовки к этому незабываемому празднику кендо на Нижегородской земле.
Тюленев С , Бедняков В , Корольков Г, Титков С, Краснопёров О, Данилов Е, Козлов С, Иваков А , Мочалов О ,и совсем было бы плохо без замечательной и тактичной переводчицы Инессы Алексеевны ( в центре).
Мы были молоды и не имели черных поясов и данов.
Несколько строк о самом начале :
3 февраля можно официально считать днем рожднения Нижегородского кендо. - Идэ сенсей , Цузито сенсей и Николай Петрович Яковлев - на тот момент президент Русской федерации кендо, провели пресс конференцию посвященную краткой истории развития кендо ,иайдо и дзёдо -как видов традиционных боевых искусств Японии.
примерно половина детей , половина взрослых
Идэ сенсей провел показательное выступление по иайдо показав сейтей. Цузито сенсей и Руслан Султанович Алоев показали учи коми и кири каэси.
И конечно торжественный ужин !
Цузито сан приехал на семинар
с разорванной связкой в коленом суставе, но он был неудержим , его кирикаэси помнят все - это было настоящее цунами, Мы были всегда очень организованы , всегда приходили в зал заранее , Но он всегда уже был в зале.
И 4 февраля с самого раннего утра- ,первая тренировка начиналась в 7 .00 было первое "сурецу"- и всё началось.
С практически нулевого уровня.
Как правильно выполнять построение, как правильно надевать кейкоги и хакама, как перемещаться в сури аси, делать фуми коми, какэгои ,киай, субури , мен , котэ мен, до. Но первыми словами Идэ сенсея были слова - "Ити ган"- первое - глаза - не нужно смотреть - нужно попытаться увидеть!
Помню когда мы дошли до уровня надевания богу был весьма курьезный случай).
Участников разбили на две группы
1 - юниоры - я попал именно к ним )
и Цузито сенсей добросовестно гонял нас и в хвост и в гриву)
2 - взрослые -
Идэ сенсей на мой взгляд был более великодушен и всё объяснял ,через Инессу Алексеевну. Цузито сенсей не пользовался услугами переводв с японского- Мы всё понимали , через пот , боль, кровавые мозоли.
так вот о смешном) ,
первый раз надев тэнугуи мы обратили внимание , что Цузито сенсей . сидевший с отставленной ногой в сейдза , вдруг упал, и стал кататься по полу , говоря , что -то, как нам показалось по японски- Браабускии, Браабускии , Браабускии . Он катался и постоянно это повторял) как оказалось он говорил - пытаясь сказать - " Бабушки" - мы в первый раз завязанных тенугуи были очень похожи на бабушек в платочках. Как только мы это поняли мы тоже начали смеяться, но во второй раз мы тоже были почти все "бабушки")
И завертелась карусель семинара, 3-13.03.1995 г.
Три тренировки в день.
Стертые реально в кровь ноги, С утра замотал пластырем , вечером в ванной с кровью отодрал, ночь на заживание. Отбитые пятки , пробитые котэ и мэны, сорванный голос. Но всё это так не вписывалось в привычную жизнь, было так внове, и я занимавшийся на тот момент айки с нетерпением ждал - когда же всё это закончится ОЧЕНЬ ждал ,Естественно , ни о каком дальнейшем занятии кендо я не помышлял, Отсеминарил , получил положительный опыт, и назад в понятное и предсказуемое айкидо. Помню, на прощание ,выходя из автобуса отвозившего всех по домам и на Московский поезд , сказал Идэ сенсею - " Сайонара сенсей! " Думая , что поставил жирную точку на занятиях кендо. Теперь только айкидо !
))))
и 2 сентября пришел на тренировку по кендо-
и встал в строй. И стою до сих пор.
Вот отрывок о тренировках по кендо Вячеслава Александровича Матвеева 5-й дан Айкидо Айкикай, Руководителя Московского клуба айкидо Рюсуйкан :
До появления в моей жизни Идэ-сэнсэя (читай статью про "Славный боевой Путь клуба") были только куски самых разных видеозаписей битв и отрывочные записи о фехтовании на бамбуковых мечах - традиционном Кендо. И, как ни странно, почти никакого впечатления в душе. Да - экзотика, да -Япония, да - шлемы, да - рубиловка бамбуковыми макетами мечей, да - здоровые, крепкие мужики и все. Конкретного интереса не возникало. Ничего не видел и даже не размышлял КАК. Подумаешь, еще одно соревнование. А вот булатные ( слово то какое заманчивое - БУЛАТНЫЕ. Ведь это же бритвенные лезвия......) сверкающие мечи, разносящие всякие вещи, невероятная осанка и невероятно достойные манеры движений, какие-то странные крики, почему-то медленные формы и тут же молниеносные... . Таинственное звучание самого слова - ИАЙДО . И все! Гипноз холодного оружия и крайней степени выражения достоинства сработал, запал в мозг, и приобрел некие туманные образы завораживающего и поэтому невозможно притягательного, тем более что недоступность полная. Абсолютно никакой информации.
И вот известие о семинаре в Нижнем Новгороде с большим мастером! Будет иайдо, кендо и еще какое-то дзедо!!!
Февраль.
Холодно.
Пурга.
Дует в окна и стекла.
Зал в Кстовском Олимпийском Центре шикарный, но по японским меркам прохладноватый. У стен уже разложены в коробках синаи - бамбуковые мечи для кендо , длинные палки, бокены, мечи! для Иайдо и латы для кендо. Бывалые кендоисты уже вовсю машут синаями, мы скромно стоим и ждем. Сэнсэй, покрытый курткой, маленький и аккуратный, входит в зал , неся в охапке свои доспехи, и смущенно!!!!!! хмурится. (Занятия намечены с утра до вечера со сменой дисциплин - первая Кендо, втора Иайдо и потом Дзедо). Строится человек 60 , ритуал начала и.......ходьба. Очень простое по форме упражнение . Первые два круга весело, дальше пыл утихал, потом стала отваливаться ступня, которая раньше была как будто сильной. Первое мое изумление. Мне казалось, что подобную задачу я УЖЕ решил в Карате ранmше, но тут я стал просто ощущать свою полную беспомощность. Сенсэй порхал как бабочка, рядом порхала бабочка побольше - это молодой сэнсэй Цузита ДВУХМЕТРОВОГО роста также исправно проделывал со всеми вместе, иногда грозно рявкая на отстающих ( дальше, в процессе семинара, он раскрылся в виде теплой и старательной, и очень упрямой в обучении наседки) стало понятно , что ноги у меня никакие. Увы. Между тем круги все продолжались и народ "шкандыбал" ( другое слово вряд ли подходит для получавшегося действия) как мог, но не сдавался, а сэнсэй расцветал. Этот дикий, искренний интерес и не сваливаемость "русских" трогает его чрезвычайно. Они с ассистетном распаляются, смеются и вперед. Новое упражнения на ходьбу- нечто вроде ФУМИ КОМИ в Карате и ступня становится обычным синяком. Народ пробует, бьется и не сдается. Начали хромать. Стало понятно первое и самое главное: за всем этим стоит ТИТАНИЧЕСКИЙ труд и никаких хитростей. Легкость мастеров, уже в который раз, только видимая. Все как и всегда наверху - если видишь и можешь : бери... Как только эта мысль родилась и оформилась для понимания все, что я видел ранее, наполнилось искренним уважением
Вспомнил как просто внешне двигались мастера в кендо, с какой легкостью и бешеной скоростью, без всяких внешних признаков перенапряжения. Это было действительно потрясение. Тем более, рядом все это проделывал сэнсэй, который был старше любого из нас на 10, а кого и все 40 лет . У меня округлились глаза. Видя, что народ помирает , но не сдается сэнсэй перешел к первым упражнениям с мечом. Вот тут то, я думал, все будет проще, я вон сам уже в своем фильме махал боккеном. Последовал второй ошеломляющий удар. Где моя координация? Простые совместные и раздельные действия руками и ногами не давались . Начали делать эти самые ШОМЕН УЧИ (рубящий вертикальный удар). Руки отвалились почти сразу, плечи чуть позже, спина заныла и задубела, бедра сжались в тугой комок и сам стал смахивать на некий мудреный МОРСКОЙ УЗЕЛ. Это уже был конец, но ГРОМОВОЙ голос сэнсэя Цузита не давал сдаваться. Проверка продолжалась . К слову сказать, такие проверки самая обычная практика в том мире. Потом добавилась шагистика с маханием. Это стало больше смахивать на каторгу. Но, как ни странно, все продержались, чем чрезвычайно порадовали сэнсэя. Хмуриться он перестал и только иногда давал отеческие тумаки синаем. Так был получен первый урок Кендо и первый глобальный вывод: ног нет, руки - макароны, ходить просто не умею - могу переносить колышущийся бурдюк на неверных ногах. Теперь я часто вспоминаю и применяю этот первый урок. Была показана техника постановки передвижения в Будо, ПЕРЕДВИЖЕНИЕ СТУПНЕЙ, и работа над Шоменучи!
Я увидел себя со стороны, - какие могли быть разговоры при этом о Кокю и Центре!? Могу смело сказать: с этого момента начался следующий этап моего Айкидо".
Видео к сожалению не осталось. Я лично отснял 4 трех часовые кассеты VHS. но , но...
На данный момент из участников того семинара реально занимаются кендо, дзёдо , иайдо :
Дьяков А.К.
- 6 дан Айкидо Айкикай, сихан (инструктор международной категории)
- 5 дан Дзёдо, член Токийской Федерации Кэндо
- 3 дан Иайдо, член Хиросимской Федерации Кэндо
- 1 дан кэндо, член Хиросимской Федерации Кэндо
Мочалов О.В.
- 4 дан Кендо
- 3 дан Иаидо
- 1 дан Дзёдо
Ватолина Е.В.
- 6 дан Дзёдо,
- 5дан Иайдо,
- 3 дан кендо
Козлов С.Ю.
- 3 дан Айкидо Такемуксу Айки Tomita akademy
- 2 дан Кендо
Тюленев С.Б.
фотографии из коллекции А.К Дьякова.
продолжение следует.
записаться на занятия кендо - Нижегородская федерация кендо