Сегодня, 30 мая, мы второй раз посетили нашего нейропсихолога после двухмесячного перерыва из-за всей этой вирусной истерии. Два месяца мы занимались дома, причем достаточно активно - время не тратилось впустую. А до самоизоляции мы как раз успели пройти 5 курс Томатис-терапии. И, соответственно, данный период был ознаменован улучшениями в разных сферах развития Анюты.
Это не только мое мнение, как мамы, переживающей за свое дитя, но и вывод специалиста после проведенного тестирования. Я была рада услышать мнение Ирины Николаевны (наш педагог), которая ведёт дочку два года от и до! Для меня ее заключение очень значимо!
Итак, в чем есть улучшения у Нютки?
Как ни странно, самая проблемная сфера почти на 100% скорректировалась! Речь идет о вестибулярном аппарате. Я рассказывала на своем сайте об атаксии, которая преследовала дочку с рождения, про то, как она пошла только ближе к двум годам и заваливалась навзничь до 3 лет. Я писала во многих постах, что атаксия постепенно перешла просто в неуклюжесть и моторное отставание за счет длительных реабилитаций.
Обещаю, будет отдельная статья, посвященная именно атаксии и атактическому синдрому, который может быть как отдельным диагнозом и приближаться к ДЦП по своему значению, так и симптомокомплексом того же СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности), ЗПРР (задержки психоречевого развития), аутизма, ОНР (общего недоразвития речи) и т.д. У нас атаксия стала лишь симптомокомплексом, потому что Аня имеет ЗПР, СДВГ и ОНР. У нее нет ДЦП, хотя в 2-3 года было много схожих признаков.
Как мы добились этого? Во-первых, курсы нейрокоррекции, на которых Нюта выполняла дыхательные, глазодвигательные и другие нейропсихологические упражнения для детей; во-вторых, курсы Томатис-терапии (это мой личный опыт со всеми подробностями), направленной на коррекцию восприятия своей и чужой речи, звуков извне. Особенность данной терапии в том, что рядом с ухом как раз расположен центр, отвечающий за нашу вестибулярную систему (движения, координация, равновесие - контроль за положением тела в пространстве и относительно других объектов).
Пожалуйста, переходите по ссылкам, которые я даю! Это мой сайт, где подробно все расписано, чтобы вы поняли суть. Я чисто физически не могу в каждом посте расписывать те вещи, которые поясняла в огромных статьях несколько месяцев подряд! Дзен - малая часть знаний, которыми я делюсь. Можно сказать, раздельчик-болталка.
Если вы просто праздно гуляете по Дзену и кликаете статьи в хаотичном порядке, дабы расслабить мозг, проходя мимо ссылок, тогда не пишите потом, что я общаюсь непонятными терминами. Да, тема сложная, но она, согласитесь, узкоспециализированная! Тот, кто заинтересован, будет разбираться, как это делала я много лет подряд! Диванные критики, считающие, что СДВГ - это отсутствие ремня в организме и надуманный диагноз (данное мнение я встречала в комментариях к моим статьям об Ане и ее поведении), могут идти мимо и читать посты про звезд, их половых партнеров, разводы, свадьбы, покупку колбасы в Пятерочке и т.д. (хотя это тоже нужно для общего развития).
Итак, теперь Анюта хорошо выполняет упражнения на специальной балансировочной доске, которая создана для мозжечковой стимуляции. Ее еще называют доской Бильгоу. Атаксия, как известно, это как раз нарушения в области мозжечка или червя мозжечка. В особых случаях он может быть сильно недоразвит или отсутствовать вообще. Но нередко встречается вестибулярная атаксия (Анин случай).
Она достаточно хорошо выполняет упражнения на удержание равновесия относительно своей возрастной нормы, которые применяют нейропсихологи на диагностике. Например, постоять с закрытыми глазами 10 секунд, не двигаясь, или покружиться вокруг своей оси и не зашататься после. Дочка это выполнила сегодня вполне прилично! Раньше у нас эта сфера была больной темой!
Естественно, есть улучшения в сфере межполушарного взаимодействия, о чем я тоже писала большую статью. Если вкратце, то оба полушария должны работать слаженно, синергично, передавая друг другу информацию и команды (это очень образно и только для того, чтобы вы поняли). Налаженная связь помогает верно формироваться ориентировке в пространстве, слуховому, тактильному, и другим видам восприятия. Без этой связи хуже развивается речь, неправильно происходит формирование всех психических функций (внимание, память, мышление и т.д.).
Это также влияет на эмоционально-волевые характеристики ребенка, его поведение, социализацию, познавательный интерес. По сути, если два полушария работают несвязно, не соединяются в целостную систему, развитие ребенка идет по деформированному пути не в одной какой-то области, а по всем фронтам!
Конкретно у Анюты еще не до конца восстановились зрительно-пространственная сфера и проприоцепция. Последнее - это информация, которую получает мозг от мышц, сухожилий, суставов, т.е. мышечное чувство. С его помощью мы адекватно воспринимаем положение своих частей тела в пространстве и относительно других предметов.
Например, она с трудом делает вот такие упражнения, как на фото.
Хотя мы с педагогом сомневаемся, что здесь виноваты исключительно проприоцепция и недостаточность зрительно-пространственного восприятия. К сожалению, Анюта порой не выполняет задание исключительно из-за СДВГ. Своей повышенной отвлекаемостью и истощением внимания она рубит на корню то, что, по сути, вполне может осилить...
Наверное, вы запутались. Чем же отличается вестибулярный аппарат от проприоцепция? Вестибулярка отвечает за мастерство равновесия и ориентацию в пространстве, конкретно - за баланс тела в нём. А проприоцепция позволяет глубже прочувствовать свое тело изнутри, так сказать. Это сигналы, накладываемые на другие, поступающие от разных органов чувств (глаз, носа, кожи, ушей, рта и языка). Порой проприоцепцию называют "шестым чувством", чувством когнитивного (умственного) осознания своего тела! Это мысленное управление им! Когда с закрытыми глазами мы уверенно передвигаемся по местности, либо ориентируясь на имеющийся опыт (и тогда мозг рисует картину в воображении, что подкрепляется еще и ощущениями от органов чувств), либо исключительно на органы чувств.
Представьте, что вы оказались в своей комнате в полной темноте, еще и с закрытыми глазами. Как вы будете передвигаться? Правильно, воссоздавая картину обстановки и прислушиваясь к своим ощущениям, поступающие от уха, кожи, мышц и т.д.! Если же вы оказались в незнакомой обстановке, мозг не сможет воссоздать прообраз помещения, но ваше сознание сосредоточится максимально на поступающих сигналах от вашего тела. Надеюсь, разница ясна...
Некоторые ученые считают, что вестибулярка - часть проприоцепции. Я читала разные теории. Не знаю, как оно на самом деле, но у Ани вестибулярка сделала скачок, а вот проприоцепция пока страдает дальше. Как это выглядит? Элементарно! Она не может сделать или плохо делает такие упражнения, как: сжать мяч с определенной силой, прокатить мяча по сложному маршруту, перетолкнуть/прокатить/перебросить/перетащить предмет, преодолеть полосу препятствий, перепрыгнуть через канат, не задев его, залезть под кровать, не касаясь ее и т.д.
К счастью, проприоцептивную чувствительность можно развивать! Для этого подходят не только занятия у нейропсихолога, но и домашние упражнения/игры, типа перекатывания и толкание мяча друг другу, замешивания теста, заползания и выползания куда-либо/откуда-либо, игры в щекотку, игр с утяжелителями (одеяла, подушки, спец.жилеты), игры с перетягиванием каната, катания в кресле-мешке и т.д.
Кстати, данной темой могут заниматься папы! Именно мужчины любят играть в подобные игры с детьми. Я всегда с умилением смотрю, как Аня несется к мужу, чтобы поиграть в "давилки", да, и старшая тоже обожает эту возню. Они придавливают друг друга, зажимают, щекочут, сталкивают с дивана, хватают за ноги, дети вырываются, виснут порой вниз головой, что-нибудь отнимают из рук папы. Кажется, на первый взгляд, что у них просто бесполезная кутерьма, а, на самом деле, это не менее полезное занятие, чем мои обводилки-читалки-решалки-развивалки)))
В общем, информацией поделилась, радостью тоже! Да, это капля в море. Но для мамы ребенка, которому вообще не давали никаких прогнозов, а некоторые "спецы" советовали забить и родить новенького, данные успехи - бальзам на душу, еще одна "волшебная таблетка", помогающая не опустить руки. Просто моральная поддержка! Я знаю, мы на верном пути! И мы все преодолеем! Жизнь Нютика будет максимально качественной! Мы рядом, мы с ней!
Спасибо за внимание))) Читайте также:
Кому нужны котята? Новая котоподобрашка Веся. Малышка на искусственном вскармливании
Связь речи и движений. Почему дети с нарушениями речи имеют моторные отклонения?
У Анюты третий диагноз - ОНР. Что это такое?
Режим самоизоляции с особенным ребенком. Это испытание квартиры на прочность
Причины СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) у детей
Что такое плоское мышление у детей с особенностями развития?
Стереотипии или стимминг у детей
Стоит ли прощать измену мужа? И надо ли...
Что я вяжу и почему так люблю рукодельничать?