Найти в Дзене
Кинотаурус

«Крик тишины», или детская драма о блокадном Ленинграде

Оглавление

Добрались мои ручки, наконец-то, до написания статьи к этому фильму. «Крик тишины» не раз упоминался в моих рецензиях, где в основном были лишь похвалы этому кино. Теперь же у Вас есть шанс воочию взглянуть на мои доводы по всем категориям. Картину снял Владимир Потапов (уж очень сильно он мне напоминает Олега Тинькова своим лицом), ранее давший зрителям низкосортные ленты, которые, вероятней всего, прошли мимо Ваших глаз: «Мы умрём вместе», «Продаётся дача» и, например, «07-й меняет курс». Что же вышло у Владимира на этот раз?

Лев Гиршов. Кадр из фильма «Крик тишины»
Лев Гиршов. Кадр из фильма «Крик тишины»

Ленинград. 1942-й год. Разруха и голод. Блокада. Девочка Катя потеряла уже всех родных. В очередную бомбёжку ей приходится спасаться, но не одной. Под её присмотром находится соседский мальчишка, которого ей велено отнести в детдом.

Визуальный ряд

«Крик тишины» спотыкается о самую же первую ступеньку. В картине есть несколько моментов, где используется графика. Монотонные тёмные кадры, нацеленные на то, что зрителю будет сложно что-то в них разобрать. И да, это работает, так как если всмотреться, то можно заметить, как из темноты слабо высвечиваются цифры маленького бюджета. Ведь можно было обойтись малой кровью, представив эти моменты художественными приёмами. Но авторы решили в голливудщину и прогадали. Картина использует декорации, что построены ещё с прошлого века. Да и к тому же, их не так много. Множество кадров отснято в современном Ленинграде. Нет моментов, за которые можно было бы похвалить создателей ленты, поэтому 0 баллов.

Атмосфера

А здесь меня приятно удивили. Блокада Ленинграда просчитывается почти моментально. Без диалогов, без подсказок. Вы можете начать смотреть фильм примерно с середины и уже спустя минуту будете осознавать, о чём он. Это удивительно. Декорации, форма, транспорт. Всё намекает на время действия. Но есть у «Крика тишины» одна фишка, которую нельзя не отметить - реставрация старых кадров. В картине используется реальная хроника тех лет, надлежащим образом оцифрованная и разукрашенная. Её умело втиснули между действиями картины, что зритель может даже и не заметить, что это реальные ленинградские военные кадры. За такое я могу только поаплодировать, стоя. Чтоб Вы понимали - это очень атмосферно. +1 балл.

Кадр из фильма «Крик тишины»
Кадр из фильма «Крик тишины»

Музыкальное и звуковое сопровождение

В этой категории не обошлось без приятных сюрпризов. "Перепёлочка" в исполнении Алины Саргиной - это лучший момент в фильме. По девочке можно сказать, будто она поёт в последний раз. Трогательно и душевно. За эту сцену я уже могу поставить «Крику тишины» +1 балл (собственно, вот и он). Но кроме вышеназванной композиции здесь имеются ещё и 7-я симфония Бетховена, "Далека, пыльна моя дороженька", "Три танкиста" и на закуску ария из оперы "Сомнамбула". На моей памяти нет больше телевизионных проектов с таким выдающимся набором музыки. Возможно, что ошибаюсь, так что поправьте.

Со звуком есть небольшие проблемы. Во-первых, голоса иногда не разборчивы. Приходится тщательно прислушиваться к речи актёров. Во-вторых, слабое сопровождение в экшен-сценах. Благо, что их не так уж и много, можно и потерпеть.

Актёрская игра

Три главных артиста в «Крике тишины» мне понравились. За их счёт зритель и познаёт всю чувствительную часть этого монумента.

Алина Саргина. Первая её роль. Сразу же главная. Причём не просто одна из главных, а самая важная в ленте. Именно лицо этой юной девочки будет мелькать в кадре чаще остальных. Именно она подарит зрителю ту самую песню "Перепёлочка". Алина - это чудо. Не знаю, как у неё удалось получить эту роль, но полагаю, что авторы не прогадали. Прямое попадание.

Артём Быстров. Данного актёра многие могут помнить по главной роли в фильме «Дурак». У Артёма не всё так гладко в его кинокарьере. Зачастую он снимается во второсортных проектах, от которых случаются рвотные порывы («Корпоратив», например). Здесь же как-то очень повезло с фильмом. Он играет приятного персонажа, военного Алексея Воронова. За ним интересно наблюдать. А его игра в заключительной сцене заслуживает оваций. Быстров, как актёр, вызывает у меня положительные эмоции, но, к сожалению, очень часто промахивается с выбором картин.

Лев Гиршов. Не могу не отметить этого юношу. Совсем маленький мальчик сыграл на порядок лучше, чем некоторые актёры в именитых русских фильмах (в чей огород камень, надеюсь разберётесь). Браво!

Кроме главной троицы в создании картины принимали участие: Надежда Маркина, Владимир Меньшов, Александр Жданов, Светлана Смирнова-Марцинкевич. Игра некоторых из них иногда была не самой лучшей, но +1 балл за проделанную работу всё же присужу.

Владимир Меньшов. Кадр из фильма «Крик тишины»
Владимир Меньшов. Кадр из фильма «Крик тишины»

Операторская работа и монтаж

Не могу сказать, что здесь меня сильно впечатлили. Обычная работа, к которой не испытываешь, какой бы то ни было, симпатии. Оператором картины выступил Александр Пушкин. Он уже давно прослыл в народе, как "телевизионный человек с камерой". За его плечами не один десяток проектов для ТВ. Поэтому ожидать каких-то интересных находок не приходится.

Монтаж. Здесь есть проблемы. Их много, поэтому назову главные. Склейка иногда обрубает мотивацию персонажей. Например, почему Катя решает, вдруг, заботиться о мальчике? Где сцена, объясняющая этот поступок? По мнению авторов, Митькиной улыбки вполне достаточно, чтобы его забрал любой в блокадном Ленинграде. "Миша, клей следующую сцену!". Следующая явная проблема - это приближения. Нарочитые и неловкие приближения. К примеру, ведут диалог девушка и бабушка. Бабушка говорит о том, что у неё умер - тут камера даёт резкое приближение к лицу старушки - сын. От таких игр с зумом становится очень неуютно. В общем, здесь 0 баллов.

Уникальность

Картина Потапова снята по повести Тамары Цинберг "Седьмая Симфония". Великая книга приобрела уже однажды собственную киноверсию. Фильм 1966-го года «Зимнее утро» повествует всё про тех же Катю, военного и его сына. Отличия потаповской картины от советской версии минимальны, а потому, как Вы понимаете, здесь 0 баллов.

Алина Саргина и Владимир Меньшов. Кадр из фильма «Крик тишины»
Алина Саргина и Владимир Меньшов. Кадр из фильма «Крик тишины»

Сюжет

«Крик тишины» претерпел немного изменений, в сравнении с повестью. Некоторые диалоги пересказаны один в один. Поэтому, взамен обычному оценочному суждению о сюжете, я предлагаю обратить наш взор на недовольства, высказанные в адрес ленты со стороны критиков.

Один сказал - остальные подхватили. Обращаюсь к тем недовольным, что упрекают авторов в неверном изложении фактов. Например, в фильме в экспозиции говорится о том, что заводских рабочих с детьми до 3-х лет эвакуировать не будут. Все побежали в интернет строчить гневные комментарии, мол, что за ерунду показывают. "Авторы - дебилы. Детей-то до 3-х лет эвакуировали, нам это точно известно". Да, это действительно так. Эвакуация происходила целых детских домов и не только. В картине не говорится, что вообще все спасительные миссии отсекали сразу маленьких детишек. Говорилось про то, что ответственный по эвакуации рабочих не хотел брать на себя ответственность за возможную смерть ребёнка, так как при первых попытках вывести людей было очень большое количество смертей юного поколения. В интернете про это куча статей, но почему-то всем лень читать. Вполне возможно, что некоторые капитаны барж отказывались брать на себя такой груз ответственности. "Но мне же виднее, я умный, пойду комментарий настрочу". И да, с Ваших слов, уважаемые, дебилами получаются не авторы этого фильма, а писательница, написавшая эту повесть, что пережила блокаду от начала и до конца. Так что поаккуратней в своих словах, господа-умники.

"Слишком упитанные детки показаны. Не верю, что они находятся в блокадном Ленинграде". Ваше дело, верить или нет. Но на текущий момент нет таких бюджетных средств, что позволяли бы сделать из детей худых страдальцев. Подобный грим - дорогостоящая затея. Графика, даже по текущим меркам, не всегда справляется с поставленной задачей, а стоит ещё дороже грима. Вы прикажите морить детей голодом, ради фильма? Или искать заранее очень худых маленьких актёров? Но тогда, Вы, наверное, будете лаять в сторону голоса ребёнка при исполнении "Перепёлочки"...

"В фильме всегда едят, там ведь не было еды. Блокада же". У многих есть неоспоримое мнение, что в те времена люди вообще не ели. 3 года. Вообще ничего. Как доказать этим людям, что они не правы, ума не приложу. Люди в те времена ели. Да, не много, но ели. Фильм, во-первых, передаёт рассказанное Тамарой Цинберг, а во-вторых, через показы трапезы отсылает к тому, что люди испытывали радость от обычной банки тушёнки. Война - это не всегда стрельба и взрывы.

Такие претензии я не понимаю. Они не имеют под собой ничего, а читать подобное очень прискорбно. «Крик тишины» получает от меня за сценарий следующие баллы:

Экспозиция: +1 балл;

Развитие: +1 балл;

Кульминация: +1 балл;

Общие аспекты: +1 балл.

Артём Быстров и Алина Саргина. Кадр из фильма «Крик тишины»
Артём Быстров и Алина Саргина. Кадр из фильма «Крик тишины»

Вердикт

Данное творение - одно из лучших кинопроизведений, вышедших за счёт телевизионных средств. До сих нахожусь в растерянности от того, что в России ещё снимают такие картины - добрые, душевные и поучительные. Из минусов в фильме только слабый визуальный ряд и операторская работа. По всему остальному картина не вызывает нареканий. Это безусловная рекомендация к просмотру, причём в кругу семьи и не на один раз (я уже собираюсь на четвёртый просмотр). От меня «Крик тишины» получает закономерные 7 баллов из 10 возможных.

Карта канала «Кинотаурус»

Всем спасибо за прочтение, смотрите только качественные фильмы ㋛