Найти тему
Сила Психолгии

Феномен зависти

И почему зависть в списке смертных грехов?
Invidia - лат. Зависть
Invidia - лат. Зависть

Всем известно, что в повседневной жизни, очень многие используют слово "зависть", но, очень немногие понимают глубокое значение этого слова. Задумайтесь, если вы спрашиваете какого-то знакомого: "Почему некто, испытывает к нему неприязнь?" Что чаще всего вы слышите в ответ? Верно. "Зависть". Что же это значит? Какого смысловое содержание этого слова?

Греховность зависти отмечена в священных книгах христианства, иудаизма, ислама, и индуизма. «Бхагавад-Гита» – величайший памятник индуизма, и составляющий часть эпоса «Махабхарата». «Божественная песнь» написана в форме диалога между Кришной, одним из наиболее почитаемых индуистских богов, и его другом воином Арджуной. Несколько раз заходила речь и о зависти. Наряду со злонравием она названа Кришной свойством «низших среди людей», поглощенных поисками материальных удобств в повседневной жизни.

Но попробуем посмотреть на столь интересный феномен с точки зрения психологии, обратим внимание на факты, они есть. Практически в любом учебнике по психологии можно найти немало свидетельств исключительной отзывчивости детей к эмоциональному состоянию сверстников и взрослых. Но вот что примечательно: сострадательные наклонности дошкольников не исключают раздражения от успехов товарища, особенно если затронут личный интерес. Известно, что неподконтрольность ситуаций способна разгневать уже трехмесячных младенцев и опечалить полугодовалых. Да, очень рано начинаются наши попытки занять доминирующее положение в стае.

Существует справедливое предположение, что зависть, это тоска о безвозвратно утерянной любви или возможностях, которая провоцирует гнев к их нынешним обладателям. Пытающиеся заглянуть во внутренний мир завистника психологи, давно и настойчиво твердят: в нем царят уныние, депрессия, недовольство собой, окружающими и жизнью, другими словами, комплекс тотальной неполноценности и беспомощности. Осознание невозможности контролировать ход собственной жизни, ощущение предрешенности поражения, заниженная самооценка, позиция жертвы, и это лишь некоторые краски типичного психологического портрета завистника.

Вспомните, череду неурядиц, когда-нибудь случающуюся в жизни каждого, – и свет не мил, и щебечущие по пустякам близкие люди раздражают, и обида колом в горле застревает. И все же, если бы самоуничижение было столь распространенным ответом на торжество окружающих, зависть не обрела бы статус смертного греха.

-2
"Вожделение не имеет предела, люди желают бесконечно".

Желание рождено и усилено запретом, это, конечно, предполагает соперничество. Запрет – манифестация силы соперника, владеющего желанным объектом. Желание, таким образом, требует соперничества, чтобы существовать, и запрета, чтобы иметь силу. Желание и соперничество неотделимы, как две стороны монеты. Из чего можно сделать вывод, что психотип завистника не может быть столь безобиден, как представляют его современные психологи. Униженность не исключает ни злорадства, ни злодеяния. «Зависть в обычном смысле слова возникает из чувства бессилия, которое стоит на пути стремления к обладанию, потому что этим обладает другой». То есть, этот другой воспринимается и переживается нами как причина нашего приносящего страдания необладания чем-то. А следствие – ненависть, коварство, мстительность.

Важно отметить, что завистник не радуется безнаказанному присвоению чужого имущества, объектом его вожделений – не вещи, а переживания и эмоции, которые доставляют эти вещи. То есть, даже если у человека нет баснословные богатств, но он переполнен радостью, люди будут завидовать и этому.

Представим на минуту: вожделенное сказочным образом оказалось в распоряжении завистника. Растает ли его обида на прежнюю обделенность? Вы будете удивлены, на самом деле - нет. Психологи давно и убедительно сказали о том, что наибольшую радость человеку приносит самостоятельно достигнутый результат, как следствие личного усердия. Незаслуженная награда может оказаться «горькой конфетой». Мы, люди, любим порождать события, и как минимум, управлять ими. Весьма авторитетные исследователи мотивации полагают существование особой потребности быть творцом, причиной поведения, особенно успешных деяний.

Invidia (зависть) - фрагмент "семь смертных грехов" И. Босха
Invidia (зависть) - фрагмент "семь смертных грехов" И. Босха
Так почему же зависть уверенно занимает почетное место в списке грехов?

Зависть – это один из грехов, запрещенных десятью заповедями. А около четырех тысяч лет назад, этот грех стоял первым в списке смертных грехов в древнеегипетской Книге Мертвых. Грех зависти заключается в том, что человек желает обладать тем, что ему не принадлежит. А Бог дает каждому человеку то, что нужно именно ему в соответствии с его замыслом. Желание же обладать тем, что он дал другому человеку, таким образом, по определению противоречит планам и замыслам Творца. Таким образом, получается, что зависть содержит в себе стремление человека осуществить свою волю наперекор воле Бога.

Можно предположить, что зависть может стоять во главе всех смертных грехов, деструктивное чувство, порождающее все остальные человеческие пороки

https://t.me/litepsychology