Доброго дня, уважаемые читатели нашего канала, сегодня у нас обзор самого недорогого автомобиля для путешествий отечественного производства - ГАЗ Соболь 4х4. Правда, двигатель в нем не совсем отечественный - Cummins 2.8л, 120 л.с. Полноприводные Соболи производятся с 1999 года, в 2010 году автомобиль подвергся глубокому рестайлингу, тогда же появился новый дизельный двигатель Камминс, который кто-то называет американским (из-за происхождения самого названия бренда), но по сути это двигатель китайской сборки, который, тем не менее, считается среди владельцев наиболее оптимальным для этой модели.
Данный автомобиль был куплен в 2015м году.
Нас, как обычно, интересуют вопросы надежности и в связи с этим основные события: что происходило с автомобилем за время эксплуатации, были ли критичные проблемы и поломки, насколько автомобиль удобен для владельца.
Для удобства использования в автомобиле есть Вебасто, но почему-то в сильные морозы (было проверено в -28) он отказывается работать, это выяснилось в первую же зиму. В более щадящем температурном режиме - никаких проблем. Однако, холодный запуск дизеля при низких температурах проходит успешно - автомобиль заводится с 1го раза. Вероятно, отказ вебасты происходит по причине его разборчивости к дизелю, - некоторые рекомендуют установить ему отдельный бачок и наливать туда смесь диз. топлива с керосином.
Спустя 3 года Webasto перестала работать вовсе, ремонт сочли слишком затратным и просто перестали пользоваться этим устройством.
Наша техника - для умелых рук, а повод приложить их всегда найдется. Первой зимой досталось и печке - стала дуть холодным воздухом - оказалось, что окислился контакт в разъеме крана, почистили его, и тепло пришло. Машина была еще на гарантии, но до ближайшего дилера более 100 км, потому некоторые вопросы приходилось решать самостоятельно.
Отсутствие доступности дилера способствовало решению о прошивке управления двигателем для повышения мощности до 150 л.с. и удалению клапана EGR (сперва программно, а потом и физически). Соответственно, и плановые ТО тоже делались самостоятельно.
На наших машинах в общем и на Соболях в частности всегда есть место различным улучшениям, которые могли бы быть сделаны конструкторами, но не были сделаны. Например, корпус воздушного фильтра негерметичен, туда попадает пыль, в связи с чем фильтр приходит в негодность раньше положенного срока.
Решение известно и широко применяется - установка дополнительных нормальных защелок на кожух фильтра.
Еще одна полезная и недорогая опция - датчик уровня ОЖ. Приобретается и устанавливается небыстро, так как тянуть проводку к приборной панели придется полностью вручную.
Нужно отметить, что на более новых версиях приборной панели датчик присутствует, то есть впоследствии завод все-таки озаботился этим вопросом.
ТО-10, ТО-20, ТО-30 прошли без каких-либо внеплановых работ и замен и, таким образом, за полтора года проблем, помимо особенностей работы Webasto и контакта в печке, не было. При этом машина эксплуатируется в сельской местности, часто выезжает в лес и на разные клубные покатушки.
Незадолго до ТО-40 был заменен ремень вместе с натяжителем. Из-под капота вначале был слышен свист, который пропадал при прогреве, а потом застучало из-за перекоса (видно на фото).
На ТО-40 (летом 2017го) заменили передние колодки, которые исчерпали ресурс, - поставили оригинал. При замене колодок обнаружилась проблема - открутилось одно из креплений кузова к раме - втулка, подушка и гайка.
Заодно подтянули другие крепления, они, как оказалось, тоже могли в скором времени так же выглядеть - ослабли. Конечно, это может быть следствием покатушек и суровой эксплуатации в сельской местности. Может быть, и вибрация дизельного двигателя внесла свой вклад.
Особенность сельской местности и удаленности от столицы - легче нарваться на проблемной топливо, особенно дизельное. Поэтому при каждом ТО нужно внимательно смотреть в стакан топливного фильтра, промывать его.
На ТО-50 машину настигла фирменная болезнь - пришлось менять крестовину в мосту. Хруст, вибрация - симптомы известные, причина тоже.
ТО-60, самое длинное, было пройдено весной 2018го, как обычно - своими силами. Из нештатных работ - замена сальника на выходе к переднему мосту.
После 60 000 км коробка стала работать шумно, постепенно это затронуло все передачи, поэтому пришлось разбирать и ремонтировать, благо фирменный ремкомплект доступен в ассортименте (оригинал, не оригинал) в каждом магазине автозапчастей.
Пробег на момент ремонта: 68 000 км. Не забываем, конечно, про условия эксплуатации и прошивку на 150 л.с., но в целом коробка передач - одно из слабых мест Газелей и Соболей.
На ТО-70 - повторная замена передних колодок.
Вскоре после этого (73 000 км) треснула трубка подвода масла к турбине, обнаружили по подтекам масла.
Осенью 2018го, на ТО-80, почищены дорожки в узле педали газа, так как за последнее время пару раз были отказы, отказывалась газовать.
Вскоре после этого начал сечь глушитель - был куплен новый на 83 000 км. Вскоре за ним подошел черед гофры и нейтрализатора.
На ТО-90 и ТО-100 все как обычно, разве что стали появляться подтеки ОЖ в местах стыков, но небольшие и на уровень влияли незначительно. Но через некоторое время пришлось заменить верхний патрубок на радиатор, когда течь стала прогрессировать.
Да, еще новые оригинальные колодки отходили всего 13 тысяч, пришлось снова менять.
После 100 000 км пришло время заменить трубку ГУР - потекла. Точнее, не заменить - а запаять проблемное место.
Также вскоре потекли передние амортизаторы - заменены на 103 000 км.
ТО-120 было таким же объемным, как и ТО-60, но в нем среди регламентных работ добавились замены подушек ДВС и лопнувшего кронштейна крепления кузова к раме.
По регламенту регулировку клапанов положено делать на 100 000 км, но так как характерных звуков не было, то этот процесс был отложен и проведен только на 126 000 км.
Ближе к ТО-130 (уже в марте этого года) стало понятно, что коробке передач снова требуется ремонт. Что и было сделано после ТО, с полной переборкой и заменой изношенных шестерен.
Сейчас на одометре 138 000 км, и на очереди замена шкворней.
Как видите, эксплуатацию Соболя 4х4 с двигателем Камминс нельзя назвать беспроблемной, эта машина для рукастых парней. Иначе можно разориться на поездках в сервис. С другой стороны, многие проблемы являются следствием тюнинга и сложных условий эксплуатации, и ни разу машина не вставала в чистом поле и не требовала эвакуатора. Но никто же не будет покупать такую машину для ежедневных поездок на работу. Оправдывает ли цена машины и ее эксплуатационные показатели все возможные проблемы - решайте сами, высказывайтесь в комментариях!Подписывайтесь на наш канал, будет еще много новых интересных обзоров!