Статья Льва Григорьевича Оршанского - психолога и психиатра, специалистом по игрушкам, детским играм и детским рисункам, - посвящена истории игрушек.
Статья "Исторический очерк развития игрушек и игрушечного производства на Западе и в России" была написана в 1912 году.
(Прямое отношение к тексту имеют только черно-белые иллюстрации из публикации начала 20 века).
"Когда христианская культура сменила античную, игрушки древнего мира еще сохранили свою силу, — в раскопках катакомб найдено немало античного характера игрушек рядом с детскими скелетами. Это — все тот же древний трогательный обычай не разлучать в вечной жизни детей с их прижизненными любимицами. Затем наступают средние века, и в течение нескольких столетий судьба игрушек остается невыясненной. Первые сведения относятся уже к нарождающейся новой западно-европейской жизни.
Рассмотрим по возможности отдельно историю французских и германских игрушек.
Латинское слово для обозначения игрушек связано со словом: шум, движение, без чего немыслимы почти все детские игры. Французы, приблизительно, до 1523 года называли игрушку словом bimbelot, производя его от итальянского — bimbo (дитя); и только в 1523 году впервые встречается современное слово для игрушки.
В средние века почти исключительно производством игрушек занимались столяры Лиможа, резчики по дереву в горах Юры и примитивные, грубые механики старого Нюрнберга. А Париж производил очень мало: маленькие флейты из буксусного дерева, свистки, шары, кии, — вот и все. Привилегии на это производство совершенно неожиданно даны были корзинщикам. Это были корзинщики-токари; они отлично умели делать мебель и игрушки из дуба. Существовали еще фабриканты игральных костей; они работали их из слоновой кости и из латуни (желтая медь). Около церквей располагались торговцы четками из кости и рога, из коралла и раковин; они делали также игрушки из слоновой кости и гремушки из волчьего зуба.
Кто хотел иметь роскошную игрушку из кости или из бывшего тогда в чести ирландского кипариса, тот должен был обращаться к резчикам Лиможа. Там было множество весьма искусных гребенщиков, фонарщиков, которые в совершенстве точили из дерева хорошенькие бильбоке, которые настолько вошли в моду в конце XVI столетия, что даже артистки играли им на сцене между двумя репликами.
Кроме бильбоке, они делали для королевских досугов шахматные доски и фигуры частью из слоновой кости, частью из черного дерева. Кроме лиможцев, славились еще жители Юры, как отличные токари и резчики, снабжавшие всех детей знати всевозможными игрушками.
Вставка от редактора канала. Немного о бильбоке
Эта игрушка представляет собой шарик, прикреплённый к палочке веревочкой. В процессе игры шарик подбрасывается и ловится на острие палочки или в чашечку. Уже в 20 веке в Японии появился вид игрушки с двумя вогнутыми чашечками разного размера, чтобы, кроме острия на палочке иметь возможность ловить шарик в эти чашечки. Побеждает тот, кто сможет поймать шарик наибольшее количество раз подряд.
Игра бильбоке имела в XIX в. поразительное по своим масштабам распространение: её разновидности встречались во всех странах Европы, Северной и Южной Америки, Японии.
Хотя происхождение игры явно более древнее (около 15 века) , но впервые само слово упоминается у Франсуа Рабле (первая половина 16 века). Следующий всплеск интереса к игре был во время Людовика XV в 18 веке. В Мексике до сих пор популярна версия бильбоке, называемая балеро.
Сообщается, что сам король Франции Генрих III (16 век) любил играть в нее, об этом упоминает Александра Дюма-отца в романе "Сорок пять".
О бильбоке упоминается в третьем томе романа Льва Толстого "Война и мир": накануне Бородинского сражения Наполеону привезли портрет его сына, играющего в бильбоке:
"Это был яркими красками написанный Жераром портрет мальчика, рождённого от Наполеона и дочери австрийского императора...Весьма красивый курчавый мальчик...изображён был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр".
Япония оспаривает происхождение бильбоке - якобы, впервые эта игра появилась у коренных жителей японских островов - айнов. Сегодня эта японская игрушка называется кендама. Однако, скорее всего, история кендамы многим обязана появлением бильбоке в Японии из Европы. Видимо, кендама появилась в Японии через порт Нагасаки в период Эдо (с 17 по 19 век) и стала своеобразной “застольной” игрой. Все в компании по очереди исполняли один трюк.
Помимо развлекательной игры, кендама являлась игрой самураев, помогающей им оттачивать ловкость и координацию, навыки, которые были очень важны при обращении с мечом.
В Японии в 1975 году появилась организация под названием Japan Kendama Association, идейным вдохновителем и основателем которой был детский писатель Фудзивара Иссей.
Эта организация действительно профессионально подошла к вопросу развития игры, создав стандартные кендамы и общепринятые правила игры, чтобы люди по всему миру могли играть вместе. В нашей галерее "Кукольный переулок" на выставке "Япония. Куклы, сказки и легенды" можно увидеть кендаму и даже научиться в неё играть.
Но вернёмся к статье Льва Оршанского
Наибольшее количество игрушек привозилось во Францию уже тогда из Нюрнберга; этот город издавна представлял собою базар игрушек, рынок всего мира, с которым лишь отчасти соперничал Страсбург; он славился в особенности механическими и автоматическими игрушками; даже статуи святых в церкви делались с двигающим механизмом внутри. В XV и XVI столетиях в этих двух городах делались игрушки всевозможного рода, и теперешние игрушечники Парижа лишь находят и воспроизводят в различных формах то, что уже давно существовало.
Очень распространен был немецкий волчок, под странным названием „овсяной козы“; волшебные коробочки, из которых выскакивают чортики и разные другие смешные предметы, как только приподнимают крышку; трещотки, служившие, кроме забавы детям, еще и при богослужении в чистый четверг и пятницу; мельнички, квадратные и круглые, крутящиеся по ветру.
Приходится упомянуть также об игрушке, служившей шутам и дурачкам; это — шутовской жезл и шутовская трещотка. Существуют коллекции, где есть придворные и монастырские жезлы; некоторые очень тонкой работы, с выразительной головкой и потертой от постоянного употребления ручкой. Вельможи забавлялись в царствование Генриха III и Генриха IV сарбаканом — род трубочки, через которую пускали в лицо прохожим шарики и драже. Необыкновенно распространена была игра бильбоке, и особенно игра в мячи, для которой устраивались особые помещения с ложами, и, конечно, играли взрослые, а не дети. Это все были игрушки дешевые.
Но и игрушки роскоши, красивые гремушки тоже шли оттуда, так же, как и всевозможные безделушки для украшения этажерок, изделия из стекла поразительной красоты и тонкости. Испанские арабы славились в этой области производства; между прочим, они делали лебедей, которые двигались по воде по воле магнита, водимого рукой.
Они же впервые стали фабриковать птичек и кукол из массы, состоящей из земли, картона и гипса. Нюренбергские игрушечники переняли у них это; парижские же игрушечники мало заботились о создании дешевой игрушки, предпочитая делать из этой массы всякие украшения, лепные работы и только изредка — кукол.
Дешевой игрушки не существовало, кроме кукол из гипса, которые разбивались при малейшем падении; все старались работать из дорогого материала — для знати, для детей короля, и много таких шедевров сохранилось и в музеях и в описаниях, потому что дорогие игрушки не давались в руки детям, а хранились в шкапу.
Для Людовика XIV было сделано войско солдат в 28.963 ливра, но вскоре он его изломал во время игры, и тогда его заменили солдатами, вылитыми из серебра, которые сохранились до того момента, когда в 1677 году король-отец пожертвовал все свои богатства, чтобы собрать войско из живых солдат. В том же году выработано барабанов на 54.000 франков.
Одно время в большую моду вошли паяцы, и даже такие знаменитые художники, как Буше, не гнушались давать для них рисунки (за одного уплачено герцогиней Шартрской 1.500 ливров).
В конце царствования Людовика XIV впервые появляются прелестные головки из воска; особенно прославился в этой области некий Бенуа, о котором упоминает Лабрюер и г-жа де-Севинье; он первый лепит из воска не только маски и фигурки, но также и марионеток; между прочим, он возил их на показ в Англию, где сразу стали применять этот способ к производству кукол, и до последнего времени французским фабрикантам приходилось для дорогих заказных кукол обращаться за красивой нежной головкой в Англию.
В XVI веке парижские игрушечники выработали, как самостоятельную специальность, изготовление кукол на заказ. Их работали с любовью, тонко до мелочей, как бы на память потомству о вкусе того времени. Цены на эти вещи стояли и по-тогдашнему очень высокие. Характер этих кукол был индивидуальный.
Париж уже тогда считался законодателем мод, и в деле распространения моды в провинции и в других странах сыграли свою роль также и куклы, которых пересылали туда одетыми с головы до ног и причесанными по последней моде. Матери изучали по ней моду, а дочери забавлялись ею. В XVII веке посылались две куклы: одна для торжественных туалетов, другая — для простых; первая — носила имя большой Пандоры, а вторая — маленькой Пандоры.
Уверяют, что во время одной из кровопролитнейших войн между Францией и Англией министры обоих дворов, Версаля и Сен-Джемса, выдали свободный пропуск гипсовой кукле, костюм которой и прически служили моделью моды. Фарфоровые головки выписывались из Саксонии, Кобурга, Тюрингии, так что наиболее дорогие французские куклы долгое время имели иностранные головки".
Продолжение следует.
Подготовка материала: Милена Курганова, директор галереи "Кукольный переулок", директор Международного Объединение Авторов кукол, куратор и экскурсовод выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды", соорганизатор выставки "Праздник кукол. Кремль в Измайлово"Все наши проекты находятся в Измайловском кремле (г. Москва) и в Московском театре кукол на Спартаковской.
www.kremlin-izmailovo.com - Кремль в Измайлово
www.mospuppets.ru - Московский театр кукол (МТК)
Подготовка материала: Милена Курганова, директор галереи "Кукольный переулок", Международного Объединения Авторов кукол, куратор и экскурсовод выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды" в Измайловском кремле.Галерея "Кукольный переулок" находится в Измайловском кремле по адресу Измайловское шоссе дом 73ж
8(916)037-16-24, 8(910)452-62-86