Здравствуй, читатель! Точнее - Ы!
Наверно, именно так приветствовали друг друга наши первобытные предки. Давайте выразим им почтение ПроЧтением фантастики о временах давно прошедших. Временах, когда мамонты ходили стадами, саблезубые тигры прятались чуть ли не в каждой пещере, а экология была чистой, как мысли Греты Тунберг.
Правда, авторы некоторых произведений в сегодняшней подборке пошли ещё дальше и населили первобытные миры динозаврами, но на то она и фантастика. К тому же - неплохо получилось. Сразу скажу - все книги в одну статью не поместятся, так что - жду желающих поделиться хорошей первобытной фантастикой в комментариях.
Кстати, фильмы тоже не забудем, на обзор "кино до нашей эры" ссылка будет в конце этой публикации. Есть что посмотреть!
При подготовке этой статьи столкнулся с одним любопытным мнением. Дескать, всё в мире должно быть структурировано, пронумеровано и взвешено. И поэтому фантастику о первобытно-общинном строе кто-то из теоретиков жанра предложил называть "стоунпанком". В целом - посыл понятен и даже отчасти логичен: среди камней бродят лохматые люди - точно, стоунпанки. Но всё же, как-то не то, согласитесь? Не ассоциируется. Киберпанк и стимпанк прижились, а вот стоунпанк - не то.
Так что - пусть этот жанр фантастики будет без названия, хотя бы у меня в обзоре. Давайте лучше просто поговорим о книгах. Начать, я думаю, стоит с классики. Да, в этом жанре тоже есть классические произведения. Их автор - Жозеф Анри Рони-старший, во времена Советского Союза известный каждому школьнику просто как Рони-старший, написавший "Борьбу за огонь". По ссылке в названии - аудиокнига с очень хорошей озвучкой, мне понравилось. Рони-старший - уникальный автор, открывший в фантастике столько новых направлений, что о нём стоит поговорить отдельно. Но знаменит он почему-то (по крайней мере, в СССР) стал именно своими книгами о первобытном обществе. "Борьба за огонь" 1898 года и её продолжение "Пещерный лев", написанное в 1918-м, стали для многих мальчишек настоящими порталами в дикий мир, наполненный опасностями, храбростью, чудовищными хищниками и невероятными приключениям.
Думаю, вот эта песня будет абсолютно в тему дальнейшего прочтения:
В продолжение темы первобытных животных, среди которых уже упомянутые мамонты, саблезубые тигры и пещерные львы, нельзя не вспомнить романы Джин Мэри Ауэл в цикле "Дети Земли". Первый роман в гексалогии называется "Клан пещерного медведя". И поныне здравствующая автор, разменявшая девятый десяток лет и открывшая для миллионов читателей каменный век на страницах своих книг, - поистине уникальная личность. Редко встречаются такие писатели, которые так глубоко погружаются в процесс творчества. Джин Ауэл ради того, чтобы соблюсти в букве книг максимальную аутентичность, училась выживать в условиях Аляски, строила укрытия из лично вырубленных кусков льда, научилась добывать огонь и дубить шкуры. А мы получили весь её опыт в книгах о приключениях Эйлы - кроманьонки, изгнанной из клана, приручившей первую лошадь и пещерного льва, познавшей любовь и другие чувства, которые и сделали человека человеком.
Обещал динозавров - получите, распишитесь. Гарри Гаррисон мало того, что решил, что им положено жить в одно время с людьми, но и поставил их выше на лестнице эволюционного развития. В трилогии "Эдем" динозавры - высшая форма жизни на Земле, а люди - всего лишь разумные млекопитающие, выживающие в условиях каменного века. Подробнее об этом романе рассказал Алексей Аряев в статье "Эдемский цикл", рекомендую. Думаю, не лишним будет знать, что Гаррисон тоже писал эти книги не из головы. При написании цикла он консультировался с биологами, генетиками, лингвистами и другими учёными. Как результат: язык ящеров - самый настоящий, хоть и придуманный, но главным принципам языковедения соответствующий полностью.
Интересный факт: в разработке экшн-симулятора выживания в каменном веке Far Cry Primal тоже принимали участие линвисты. Они создали для игры племенное наречие, основанное на словах древних индоевропейских языков.
Не обошел вниманием доисторическую эпоху и попаданческий жанр. Среди иностранных авторов отмечу роман австралийца британского происхождения Виктора Келлехера "Танцующий в огне". Думал, что писать он будет об аборигенах. Но нет - по сюжету молодая пара попадает прямым путём и необъяснимым образом в гости к неандертальцам. Лёгкая подростковая фантастика, интересная для нас только в части времени действия.
Почему здесь эта фотография? Кто это на ней? И почему именно эта великолепная красотка выбрана для обложки статьи? Об этом расскажу в самом конце. Будет интересно, обещаю.
Но не зарубежьем единым жив первобытный жанр
Несколько хороших произведений о мире предков и их выживании было написано и у нас. Давайте начнём с подросткового романа, а продолжим уже серьёзной взрослой фантастикой.
Дмитрий Емец тоже, как и Келлехер, отправил своего героя Васю Матвейщикова во времена доисторические, на 35 тысяч лет назад. Роман "В когтях каменного века" - абсолютный образец юмора автора, и без того известного циклами про Таню Гроттер и Мефодия Буслаева. Восхищение историей в романе сполна передаёт отзыв Антона Лобова: "Перемещение во времени, пещерные люди, племя котов, разные кланы, вожди, битва с тигром и медведем, желтые люди, погоня на плотах, древняя охота, инопланетное оружие и инопланетные технологии, с помощью которых ГГ собственно и вернулся в свое время, да и еще на фоне любви двух молодых пещерных Агама и Росы".
В среде самиздата тоже любят попаданцев в каменный век. Вот только в основном пишут об этом с стиле абсолютно рояльного прогрессорства. Например, как Александр Абердин, который и не скрывает такого непопулярного подхода в трилогии "Прогрессор каменного века". Главный рояль попаданца - армейский вездеход ГАЗ-66, набитый под завязку всем, что только можно придумать, вплоть до мартеновской печи. Читайте на свой страх и риск, я не смог осилить больше ознакомительного фрагмента.
Из понравившегося же самиздата отмечу дилогию Сергея Калашникова "Самый длинный век" - о приключениях пожилого и умудрённого опытом мужчины, попавшего в племя первобытных людей и в тело двухлетнего пацанёнка. Глобального экшна, прогрессорства и попыток возвращения в своё время, а также завоевания трона и планеты - ноль. История развивается неторопливо, плавно, но чем-то цепляет. Наверно, как раз максимальным соответствием эпохе. Весь приоритет попаданца перед соплеменниками - знания. Главный минус - возраст и традиции племени.
И в завершении - три серьёзных произведения. Юмора мало, прогрессорства нет, истории интересные.
Север Гансовский, повесть "Побег". Пусть и устаревшая из-за смены строя, но в части приключений - отличная робинзонада. Особенно первые две части, где герой проходит вынужденные испытания среди вод кембрийского периода, потом вдоволь дышит вулканическими дымами мелового. Третья часть о приключениях в XVIII веке уже не наша тема. В итоге получился сказ о приобретении жизненного опыты не самым добропорядочным гражданином.
Нельзя было обойтись в обзоре без пьесы Александра Володина «О племенах Зубров и Скорпионов, живших много тысяч лет назад на небольшом острове». Мало того, что в 80-х эта пьеса игралась чуть ли не в каждом театре, так ещё Володин написал целую трилогию пьес каменного века: "Выхухоль", "Ящерица" и "Две стрелы".
А завершить обзор позвольте уникальным в нашей литературе произведением. Однажды в середине 90-х встретились Ник Перумов и Станислав Логинов... Да-да, те самые, уже известные и признанные фантасты. И решили написать что-то о первобытном мире на основе славянской мифологии и сказок. Получилась дилогия "Фэнтези каменного века" с романами "Чёрная кровь" и "Чёрный смерч" - приключенческая легенда об охотниках, воинах, колдунах, бабах ягах, нежити и много ещё ком. Описания боёвки от Перумова и психологическая закрученность от Логинова - рекомендуется к немедленному ПроЧтению!
Эпилог
Погружение в первобытный мир было бы неполным без кино. Надо отдать должное киношникам - они не всегда придумывают сценарии сами. По "Борьбе за огонь", "Клану пещерного медведя" и пьесе Володина были сняты фильмы. С подборкой "кино до нашей эры" можно ознакомиться в этой вот статье, кликайте по ссылке. Там же можно открыть для себя, что про первобытный мир русский режиссёр в Америке снял абсолютно безбашенный первобытный мультфильм. А ещё - узнать несколько интересных фактов о вынесенной на обложку этой статьи Ракель Уэлч, сыгравшей в ещё одном известном доисторическом фильме - "Миллион лет до нашей эры". Так что на обложке - абсолютно верно: настоящая первобытная леди, мечта охотника на мамонтов!
И там же в статье - ещё одна известная песня о каменном веке!
Кстати, Ракель можно было увидеть ещё в одном, уже современном фильме. Угадаете в каком? Подскажу: фильм 1994 года, снять по роману Стивена Кинга. Ответы пишите в комментариях.