Весной 1942г., с 12 по 18 мая, несколько наших ударных армий попытались окружить войска вермахта, но сами оказались под контрударом противника. Несколько корпусов вермахта, включая танковые, под общим командованием Паулюса, Гота и Клейста, блестяще провели операцию под кодовым названием «Фридерикус», взяли в кольцо наши войска, расчленили их и нанесли сокрушительное поражение частям Красной Армии. Эта победа позволила армадам вермахта беспрепятственно, в рамках операции под кодовым названием «Фаль Блау», вторгнуться в бескрайние донские просторы Ростовской и Сталинградской областей, и уже в начале июля 1942г. они оказались в излучине Дона.
У немецкого командования возникла необходимость создания базы снабжения и авиационного прикрытия рвущихся в берегам Волги войск 6 армии Паулюса. Генералитет вермахта, внимательно изучив оперативную обстановку на восточном театре боевых действий, в качестве такого опорного пункта выбрал станицу (ст.) Тацинская Ростовской обл., т.к. она располагалась прямо на железнодорожной (ж.-д.) магистрали «Лихая-Сталинград», что позволяло беспрепятственно ж.-д. составами подвозить всё необходимое для материально-технического снабжения войск вермахта. В течение полутра месяцев июля-августа 1942г. в ст. Тацинской был построен аэродром с 2 взлётно-посадочными полосами и площадкой хранения примерно на 450 самолёто-мест, в районе ж.-д. станции была оборудована база материально-технического снабжения и центральный склад ГСМ. С аэродрома ст. Тацинская взлетели штурмовики- бомбардировщики Юнкерс-87Б и Юнкерс-88А-4 из состава 8 корпуса люфтваффе «Гинденбург», которые 23.08.1942г. нанесли сокрушительный удар по Сталинграду, стерев его практически весь с лица земли, при этом погибли десятки тысяч мирных граждан, а позже, когда в рамках операции наших войск под кодовым названием «Уран», войска 6 Армии Паулюса оказались в окружении, их оперативное снабжение всем необходимым осуществлялось самолётами, базирующимися в ст. Тацинская.
Впервые идея такого проникающего кинжального рейда в глубокий тыл противника возникла у начальника штаба 24 танкового корпуса (ТК) полковника Бурдейного А.С. После того, как эта идея была одобрена командующим Юго-Западным фронтом генерал-лейтенантом Ватутиным Н.Ф., был разработан тактический план рейда. В состав усиленного 24ТК под командованием генерал-майора Баданова В.М. вошли: 4 гвардейская, 54, 130 танковые бригады (ТБр), 24 мотострелковая бригада, 658 зенитно-артиллерийский полк, 413 отдельный гвардейский миномётный дивизион БМ-13 «Катюша», 30 отдельная автотранспортная рота, 156 подвижной танкоремонтный батальон. В итоге был сформирован крупный механизированный бронетанковый корпус, в который вошли 144 танка, включая средние Т-34-76 и лёгкие Т-70, усиленный хорошо вооружённым и экипированным десантом в количестве 5500 человек. Впервые в истории ведения боевых действий было подготовлено мощное, мобильное, хорошо вооружённое и оснащённое боевое бронетанковое соединение с десантом, способное автономно и самостоятельно решать поставленные командованием задачи в глубоком тылу противника в отрыве от коммуникаций и баз снабжения.
Сосредоточенный на левом берегу Дона в районе Верхнего Мамона, 24 ТК форсировал реку по двум укреплённым и усиленным настам из брёвен, которые за одну ночь оборудовали 2 инженерно-сапёрных батальона, и сосредоточились на Осетровском плацдарме, участок правобережья Дона, где река делает петлеобразный изгиб, своеобразный пятачок, который наши бойцы не сдали даже в тяжёлые июльские дни 1942г.
24 ТК был введён в тыл противника в ночь на 19.12.1942 г. в полосе обороны 4 гвардейского мотострелкового корпуса. Передвижение осуществлялось исключительно в тёмное время суток с выключенными фарами. В 4 часа утра 24.12.1942 г. корпус вышел к северной окраине ст. Тацинская. Здесь командир корпуса генерал-майор Баданов В.М. рассредоточил войска на 3 группы. 130 ТБр с десантом получила задание обойти станицу с восточной стороны, перерезать ж.-д. магистраль между ст. Тацинской и Бобовней, выйти на исходный рубеж атаки с восточной части аэродрома. 54 ТБр с десантом получила приказ пройти маршем через х. Таловой (нынешняя ул. Мира в ст. Тацинская), преодолеть овраг в районе х. Новоандреевка, перерезать ж.-д. магистраль западнее станицы, занять исходный рубеж для атаки с юго-западной стороны аэродрома. 4 гвардейская ТБр должна была сосредоточиться на северо-западной стороне станицы в районе современного микрорайона «Сельхозтехника» и нанести удар по ж.-д. станции, на которой скопились эшелоны с комплектами самолётов и запчастей, базе снабжения и центральному складу горюче-смазочных материалов. Час «Х», время начала атаки, было назначено на 7-30 утра, сигналом начала операции должен был послужить залп «Катюш» и короткий позывной сигнал в эфире «555».
Вот как описывает происходившие в те дни события немецкий лётчик люфтваффе Курт Шрайт в 1952 г. в газете «Дойче зольдатен цайтунг» в статье «О тех, кто выбрался из преисподней»: «Утро 24.12.1942 г. На востоке забрезжил слабый рассвет, освещая серый горизонт. В этот момент советские танки, на ходу ведя огонь, внезапно врываются в станицу Тацинская и на аэродром. Самолёты вспыхивали как факелы. Всюду бушевало пламя пожаров, рвались снаряды, взлетали на воздух складированные боеприпасы. По взлётному полю метались грузовики, а между ними носились отчаянно кричащие люди. Кто же отдаст приказ, куда направиться пилотам? Взлетать и уходить в сторону Новочеркасска – вот всё, что успел приказать генерал Мартин Фибиг, начальник аэродрома. Начинается форменное безумие. Со всех сторон на взлётную полосу выезжают и стартуют самолёты. Всё это происходит под огнём противника и в свете разгоревшихся пожаров. Небо распростёрлось багровым колоколом над тысячами погибающих солдат, лица которых выражало безумие. Вот один транспортный самолёт Ю-52, не успев подняться в воздух, врезается в советский танк и взрывается со страшным грохотом. Вот уже в воздухе сталкиваются «Хейнкель» с «Юнкерсом» и разлетаются на мелкие осколки вместе со своими пассажирами. Рёв авиамоторов и танковых двигателей смешивается с рёвом взрывов, орудийным огнём и пулемётными очередями, формируя чудовищную музыкальную симфонию. Всё вместе это создаёт в глазах зрителей полную картину разверзшейся преисподней и апокалипсиса». Позже один из генералов вермахта писал: «Аэродром в станице Тацинская подвергся жесточайшему разгрому, в результате которого материальная часть и горючее уничтожены, а личный состав наполовину перебит, другая же половина разбежалась неизвестно куда. Обеспечить окружённую армию Паулюса больше нечем…».
Для поддержания морального духа наших бойцов 26.12.1942 г. командование фронта направило сообщение о том, что 24 ТК переименован во 2 гвардейский Тацинский танковый корпус, а его командир, генерал-майор Баданов В.М., награждён орденом Суворова 2 степени за №1.
В ночь с 28 на 29 декабря корпус покинул театр боевых действий и начал отход в северном направлении через х. Новоандреевка, Михайлов, Маслов, Новочеркасский, Ильинка, где вырвавшись с боями из окружения, воссоединился с нашими частями, которые начали среднедонскую наступательную операцию. В результате рейда был уничтожен аэродром, свыше 100 самолётов, находившихся на нём, выведена из строя ж.-д. станция с прибывшими эшелонами с комплектами самолётов и запчастей, склад материально-технического снабжения, центральный склад горюче-смазочных материалов, уничтожено 84 танка, 106 орудий, 10 батарей противника, убито свыше 11200 солдат и офицеров вермахта. После этого рейда в войсках стала ходить шутка, что лучший способ борьбы с самолётами люфтваффе – гусеницы тацинских танков. Но и корпус понёс огромные потери – в расположение наших войск после рейда вернулось 30 танков и живыми 927 человек.
В ст. Тацинская чтут память героев танкистов-тацинцев, здесь создан музей боевой и трудовой славы, рядом с которым на постаменте установлен танк Т-34, именами участников рейда Баданова, Нечаева и Бурдейного названы улицы станицы. А 08.05.1983г. на въезде в ст. Тацинская с северной стороны рядом с автомагистралью М-21 «Каменск-Волгоград» на небольшом кургане установлен величественный монумент «Прорыв», выполненный в виде колонны танков, устремляющихся в небо, которые давят крылья немецких самолётов.
Рейд 24ТК в глубокий тыл противника и уничтожение ст. Тацинская аэродрома с самолётами, базы материально-технического снабжения и склада ГСМ, окончательно подорвал боеспособность солдат вермахта 6-й армии фельдмаршала Паулюса и способствовал ускорению разгрома немецких войск на Волге.
Подытоживая всё вышеизложенное, я написал небольшой стихотворный опус, посвящённый этим событиям, часть которого хочу предложить Вашему вниманию:
…
Прорвались танки за Тацинку,
Давили всё, что на пути,
Те, кто взлететь хотел, тропинку,
Искали долго, не найти!
Тут завязался смертный бой,
В штыки сошлись бойцы там с немцем,
И бились насмерть, ведь собой,
К победе путь ложили, то ж гвардейцы!
Механик танка Баренцбойм,
И капитан бесстрашный наш Нечаев,
Фашистам дали смертный бой,
Старлей погиб, а звали весело – Гуляев!
Вот так случилось, только умирать,
Отправил фюрер всех, а как же?
Хвост с полосы не оторвать,
Гвардейцы стойки, каждый скажет!
Тот бой был быстрым, скоротечным,
И фрицев положили всех подряд,
За Родину, за Сталина ведь честно,
Свой долг там выполнял отряд!
Да, накрошили столько, что не сосчитать,
А асы лучшие с люфтваффе были,
Не стоило им над Тацинкой всем летать,
И вот конфуз – напрасно головы сложили!
Здесь пали многие, но вот приказ,
Тот Ставки выполнили безупречно,
Страна ведь за спиной, её наказ,
Для них был свят – им память вечна!
И за Масловом был тот крайний бой,
Стояли насмерть всем отрядом,
Хоть поредевшим был их строй,
Но сгрудились бойцы, друг с другом рядом!
И был достигнут результат,
Есть Сталинград, а вот поддержка где-то,
Да, фрицы ждали все наград,
Кому вручать? Живых то нету!
Их придушили всех там, в Перелазе,
Сомкнулись клещи намертво, замком,
И что им делать? Фрицы в смертной фазе,
А остальных там с Волги дружно всех пинком!
Да, выиграли мы Сталинград,
Тацинский танковый в почёте,
Все заслужили тех наград,
А сколь героев, уж потомки, Вы сочтёте!
Слеза вот навернулась вдруг,
Когда страницу я листаю эту,
И сторонюсь тогда подруг,
Ну, всё ж мужик …, и пропускаю …, без ответа!
Уважаемые читатели! Надеюсь, что данная публикация Вам была интересна и понравилась. В случае, если это так, прошу поставить лайк, а также не забыть подписаться и порекомендовать знакомым и друзьям мой Youtube канал, где я развёрнуто рассуждаю на актуальные повседневные проблемы жизни большей части населения нашей страны.