Вроде бы, ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, лежит на поверхности. Всем известно, что Украина это самая бедная страна Европы, в которой идёт вялотекущая война, растёт криминал, а после госпереворота с каждым годом все хуже с экономикой.
Но ведь не все же уезжают, тем более, не на заработки, а насовсем, всей семьёй. Нет такой возможности? Да, это правда. Далеко не все имеют родственников заграницей и имеют достаточно средств на переезд. Что касается США, далеко не каждому дадут визу. Я писал уже в предыдущей заметке о том, как непросто было уехать и сколько времени это заняло.
Однако, я лично знаю троих людей, которые живут в Киеве и Запорожье, у которых есть возможность уехать в Германию и Израиль в любой момент, но они этого не делают. Дело, конечно, не в запредельном патриотизме, а в том, что у этих людей очевидные минусы от эмиграции значительно перевешивают возможные плюсы. У них и на Украине есть вполне приличная жизнь: жильё, работа, нормальный доход (двое из них сдают в аренду унаследованные квартиры), налаженный быт, родственники. А что в случае эмиграции? Неясные перспективы, чужой язык, нужно начинать все с нуля.
Кстати, довольно часто встречается тираж русскоязычного иммигранта в США, который любит рассказывать каким крутым и успешным он был на Родине бизнесменом, начальником и т.д. Мол, не всегда я таксовал или стриг траву. Кто знает, сколько среди них тех, кто колотит понты, а сколько реально людей, описанных выше, которые по какой-то причине эмигрировали, когда не было в этом особой нужды, а теперь жалеющих об этом шаге.
Я не буду кривляться и выдумывать насколько я был крут на Украине. Наоборот, ко времени переезда жизнь загнала меня в глухой угол, откуда не было выхода. Возможность эмиграции стала для меня настоящим спасением.
В заметке, на которую я уже ссылался выше, я упоминал, что к 2008 году жизнь в общем устаканилась и я перестал хотеть эмигрировать, тем более, что в этом процессе не было никаких подвижек. К тому времени мы переехали за Киев, в ближайший пригород и поселились в здоровенном доме. Я уже восьмой год (вместе с интернатурой) работал на скорой в Киеве. Моя жена ушла из медицины и работала в фармфирме, зарабатывая вдвое больше меня. Этот, а также другие факторы постепенно разрушили семью, к концу 2012 года начался процесс развода, а в аккурат на Рождество 2013 года я был выставлен на мороз, в буквальном смысле.
Нищему врачу скорой помощи, да ещё платящему алименты, не по карману жить возле работы в Киеве или ближайших окрестностях. Я снял маленькую квартиру в городе Фастове, за 60 км. от Киева.
После уплаты аренды и алиментов у меня оставалось денег только на еду. Постоянно нужно было думать над проблемами вселенского масштаба - что купить, штаны или ботинки.
Нужно сказать, что работал я при этом на максимально разрешенные и возможные в моих условиях полторы ставки. Это в среднем 10 суток в месяц, 240 часов. Я в принципе достиг потолка по зарплате у себя на работе, получал все возможные доплаты за стаж и категорию. С моей специальностью я мог работать только на неотложке, где платили ещё меньше или в коммерческих "скорых". Самое смешное, там тоже платили меньше, чем я зарабатывал на своем рабочем месте. Переучиться на другую врачебную специальность тоже был не вариант. Нужно было несколько месяцев не работать и ходить на курсы. Я не мог себе этого позволить.
Как выглядела моя жизнь? Иногда я почти не спал целую неделю. Вставал в полпятого утра, на пять - на автобус, потом электричку и троллейбус. Два с половиной часа на дорогу. Отработать сутки, дорога домой, в полдень дома, упасть поспать, потом бытовуха всякая вечером, а следующим утром опять на сутки. Трое суток через сутки - минус неделя жизни в никуда. Впрочем, иногда у меня бывало трое выходных.
Потом, буквально через полгода, я усугубил своё и без того непростое положение следующим браком. Для бездомного врача скорой помощи женитьба и семья это непозволительная роскошь. Однако, свершилось. Моя жена тоже работала на скорой, фельдшером, тоже как я была в Киеве бездомной, с далёкой периферии. Фактически, мы были на правах гастарбайтеров в своей стране.
У нас родился ребенок в 2014 году, в аккурат по завершении очередного Майдана. Жена пошла в декрет, а моя зарплата из-за сопутствующего "революции" кризиса обвалилась минимум вдвое по покупательной способности.
Летом 2015 года моему старшему сыну исполнилось 14 лет и он смог выбирать без обязательного суда место жительства. Он тут же ушел от своей матери ко мне. Он как раз закончил 9 классов, последние два он доучивался в моем родном городе, живя со своей бабушки. Ему пришлось ходить к нескольким репетиторам, чтобы наверстать программу за последние два года. Пока он жил со своей матерью, он совершенно забросил школу. За эти два года, кстати сын очень прилично выучил английский, о чем я упоминал в описании случая в аэропорту Вашингтона.
Я, конечно же, перестал засылать своей бывшей алименты. Удивительное дело, этих несчастных денег стало хватать сыну на еду и одежду. Раньше он частенько появлялся у меня на работе голодный и без копейки денег в кармане. Бывшая слегка повозмущалась, в основном потере дополнительных денег, но в целом была довольна. Никто не мешал налаживать личную жизнь. Звонила она сыну хорошо, если раз в месяц. Впрочем, это совершенно другая история.
В общем, какие перспективы были у меня к моменту эмиграции? Вкалывать на полторы ставки всю оставшуюся недолгую жизнь и помереть до пенсии, не оставив детям ничего. Мой отец тоже был врачом, хирургом. Вкалывал всю жизнь на полторы ставки. В 50 лет перенес инсульт, затем опять работал, убивая себя. Умер в 58. Пример перед глазами.
Шансов купить своё жильё никаких. Найти лучше оплачиваемую работу тоже никаких. С каждым годом на скорой становилось работать всё тяжелее, из нас выжимали все соки. Короче, полный жизненный тупик.
Надеюсь, я подробно объяснил, почему я уехал в США. Вовсе не за пресловутым двухэтажным домом с бассейном и двумя машинами, не за богатством, а просто, чтобы выжить. Я уже доволен скромными по американским меркам условиям своей жизни и мне не на что жаловаться. Надеюсь, дальше будет только лучше.
Хотя вышеописанные материальные причины эмиграции играли главную роль, всё-таки не стоит считать меня чистым "колбасным" эмигрантом. То, что происходит на Украине последние годы - подъем национализма, насильственная украинизация, пещерная русофобия и прочие отвратительные вещи мне категорически не нравятся.