Найти тему
McLoFer

Почему автоспорт и Формула-1 медленно умирает и будет хуже. Часть II

Всем добрый день! Почти во всех видах автоспорта и в Формуле-1 давно наметился кризис. И дело не коронавирусе. Эти давние печальные тенденции. Почему? И что дальше?

Эта серия статей для фанатов автоспорта и Формулы-1 в частности. Таких, как я, что смотрю Формулу-1 вот уже больше 20 лет.

В первой части статьи я рассказал о глобальном падении зрительского интереса к автоспорту в целом в мире. Так сказать о философских экзистенциальных причинах того, почему это уже не так увлекает людей, как раньше.

Второй ряд причин упадка Формулы-1 заключается в том, что автоспорт перестал быть эффективной рекламой.

За счет чего всегда в последние 50-60 лет жил автоспорт? Нет - это не продажи билетов на трибуны автодромов, и даже не продажи прав на трансляции. Это прежде всего - спонсорские пакеты.

Часовая компания Rolex - постоянный спонсор чемпионата мира по Формуле-1. Их баннеры и часы - везде, они же обеспечивают официальный хронометраж серии
Часовая компания Rolex - постоянный спонсор чемпионата мира по Формуле-1. Их баннеры и часы - везде, они же обеспечивают официальный хронометраж серии

Все команды, гонщики, и сами чемпионаты являются рекламными площадками, увешанными логотипами брендов. Эти логотипы видны зрителям, они должны мелькать в трансляциях. И мелькать почаще.

Второй аспект - это реклама брендов, самих участвующих в соревнованиях - автомобили Феррари, двигатели Мерседес, мотоциклы Хонда, шины Мишлен. Победы - означают то, что твоя марка лучше, использует более передовые технологии.

А вот DHL - официальный перевозчик Формулы-1, логотипы порой даже на подиуме
А вот DHL - официальный перевозчик Формулы-1, логотипы порой даже на подиуме

1. Нежелательная реклама.

Оба эти аспекта рекламы больше не работают, как раньше. Спонсорство в автоспорте перестало работать, потому что начались притеснения и запреты на рекламу товаров, потребителем которых был мужчина-болельщик. Сегодня почти во всех странах мира запрещена табачная и алкогольная реклама, ограничивается реклама букмекерских контор. Главный спонсор многих автоспортивных мероприятий и команд сегодня вынужден ограничивать и завуалировать рекламу. Остальные товары в этот сектор идут туго. Ниже в галерее представлены 6 команд Формулы-1 в 1998 - у всех табачные спонсоры.

2. Неэффективность спортивного спонсорства на фоне эффективности рекламы в интернете.

Дальше больше - чем была реклама раньше? Это были большие плакаты на улицах и рекламные ролики на телевидении и радио. Дорогие рекламные посылы транслировались в максимально широкие массы, и рекламисты надеялись, что с помощью такого широкого охвата они где-то, да попадут в цель. Эдакая "ковровая бомбардировка". И тут спонсорство в гонках было успешным, потому что на трибунах и у экранов собиралась определенная целевая аудитория - и попасть в нее было легче. Выгодно было спонсировать команды, развешивать рекламу на трибунах и заграждениях, размещать рекламные блоки в трансляциях.

Теперь же таргетированная реклама в сети догоняет нас на основе анализа искусственным интеллектом наших предпочтений. Зашел на пару сайтов - и уже получаешь баннерную рекламу реально тех товаров и услуг, которые тебя интересуют. Попадание с точностью до 80-90 %. Рекламе на тв и в автоспорте это раньше только снилось. Это дешевле, чем спонсировать команду Формулы-1. И эффективнее. А значит - автоспорт куда меньше интересует рекламодателей, а спонсорские поступления уменьшились в разы.

3. Автомобильным брендам трудно прославиться в автоспорте.

Если говорить о саморекламе автомобильных и шинных брендов - то здесь тоже не все так однозначно. В современном автоспорте очень усложнились технологии. Турбогибридные моторы, много электроники, сложные правила и технический регламент, профессиональные спортсмены-гонщики, что почти не ошибаются.

Все это приводит к тому, что технологическое преимущество одной из команд-участниц чемпионата может оказываться подавляющим, а быстро отыграть отставание - невозможно. Так, в Формуле-1 команда "Мерседес" громит всех шесть лет подряд и просвета не намечается.

Получается такая картина, что из 10-12 участников чемпионата победа достанется лишь одной команде, а все остальные - проигравшие лузеры. Шанс стать победителем и прославиться - 1 к 12. А бюджет гоночной команды на год в Формуле-1 - от 120 до 300-500 млн. долл. в год. Дороговата реклама бренда, а если это станет еще и анти-рекламой в случае провала сезона? Или нескольких сезонов? Потому как отыгрывать технологическое отставание стало труднее.

Руководство Феррари во время очередной неудачной гонки
Руководство Феррари во время очередной неудачной гонки

А вот так руководитель Тойоты в 2009 объявлял о закрытии программы в Формуле-1, после 10 лет без побед и достижений:

Но даже победа не гарантирует успеха и притока новых покупателей. Согласитесь, не каждый покупатель автомобиля "Мерседес" при покупке руководствуется тем, что их команда выиграла чемпионат мира в Формуле-1, равно как и не каждый покупатель "Тойоты" знает, что их пилот стал чемпионом мира по ралли в этом году. Качество производства по брендам выравнивается, прославиться становится все трудней.

Вряд ли ребята сильно там в курсе формульных побед Льюиса Хемилтона за рулем Мерседес
Вряд ли ребята сильно там в курсе формульных побед Льюиса Хемилтона за рулем Мерседес

Не проще ли опять-таки настроить таргетированную интернет-рекламу и привлекать клиентов с куда меньшими затратами, и без риска проиграть и заклеймить свою марку тем, что она уступает коей год конкурентам по соревнованиям?

Про следующие факторы упадка зрительского интереса и автоспорта в целом я расскажу в следующих двух частях, что будут опубликованы на моем канале.

В третьей части статьи я поведаю о том, как Формула-1, придерживаясь технологического императива, медленно заходит в идеологический тупик, а удорожание технологий убивает ее уже сейчас.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, пожалуйста, на канал, планирую писать еще.